Программное содержание: 1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг. 2. Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре. 3. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод. 4. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия. Словарная работа: Республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр. Предшествующая работа. Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина. Проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада Знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны. В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России. Подбор тематических стихов. Организовали выставку книг на тему «История Казани». Используемая литература:
«Путешествие по столице». С. Гилязутдинов, А. Гилязутдинова «Казань в легендах». Т.М. Салтыкова и др. «Казановедение» Н.А. Кузьменко «Приезжайте к нам в Казань». Ход занятия Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку. - Ребята, в какой стране мы живём? - Покажите Россию на карте. - Как называется город, в котором мы живём? - Покажите его на карте. - На берегу какой реки стоит наш город? - Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире. - На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты). Живут в России разные народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, другим – степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один - черкеску носит, другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод. Один кумыс готовит, другой – готовит мёд. Одним милее осень, другим милей весна. А Родина Россия у нас у всех – одна. - Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан. - А вы хотите побывать в Татарстане? - Как нам это сделать? - На чём бы вы хотели поехать туда? - Вот мы и поедем на поезде. (Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.) - Вот мы и приехали в столицу Татарстана – город Казань. Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. А сейчас вот на таком трамвае мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Шаймиев Минтимир Шарипович. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб. - Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный) Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения. Белый – цвет чистоты; Красный – это жизнь, сила. - На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие. Звучит татарская народная мелодия. В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском. - Кто вы и откуда? Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском. Спросили нас: - От куда мы? - Мы с Волги, из Казани. Поит нас волжская вода, Мы хлеб растим, пасём стада, Качаем нефть, грузим суда В свободном Татарстане. - Как вас зовут? (Рената и Дамир) - Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты. - А почему оно такое красивое? (Украшено оборками) - А это что? (Показываю на передник) - А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка. Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт) - Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов. Вот женский костюм. Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул . Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани . На голове женщины носили калфак . Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой. - Как назывался головной убор у мужчин? На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти. Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле . шили одежду и украшали её. А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли. - Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын») - А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов. Заканчивался ужин чаепитием. Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы . Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак . После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки. - Скажите, какие сказки вам понравились больше всего? - Как называют в татарских сказках богатыря? (Батыр) - А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит) - Кто такой бай? (Богатый человек) . - Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки? (В давние – давние времена или давным – давно) - Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза) - Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».) - Похожи татарские сказки на русские? (Да) - Правильно. Так же как и в русских в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается. - Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами? (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т.д.) - А почему? (Живём рядом и дружно). - Загостились мы, пора возвращаться. (Дети снова поворачивают стулья, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движение колёс. Садятся лицом к воспитателю.) . - Вот мы с вами вернулись в Детский сад. Где мы побывали? - Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы) - Как называется головной убор у женщин? У мужчин? - Как называются чашки, из которых татары пьют чай? - Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан? (В России, в Поволжье) - В нашем городе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной город Казань. А сейчас я предлагаю помыть руки и попробовать татарское блюдо чак-чак.
|