Образовательные задачи: • Познакомить детей с историей происхождения народной игрушки. Закрепить знания детей о названиях города, республики, страны. • Познакомить с названиями различных видов народных кукол. • Способствовать развитию мелкой моторики рук детей. • Закрепить умение детей выразительно читать стихи. Развивающие задачи: • Развивать интерес к получению новых знаний (П, С); • Развивать диалогическую и монологическую речь (К); • Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение (П, К).
Воспитательные задачи: • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать (К); • Воспитывать бережное отношение к предметам быта (Б, С); • Воспитывать умение работать в группах (К); • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу (К). Материал: Куклы разных видов, ИКТ, флажки , карточки с пословицами, заготовки вариантов тканей, палочка, костюмы русской и татарской культуры, клубок , музыка. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, книг. Рассказывание сказок. Знакомство с видами тканей. Отгадывание загадок. Интеграция образовательных областей: Коммуникация Познание Беседа, вопросы на заданную тему. Социализация Игры: «Угадай из чего игрушка?», «Мы - два друга», Здоровье логоритмическая физминутка «Гусеница», смена деятельности. Музыка Использование народной музыки во время изготовления «пеленашек» .
Группа украшена элементами народных орнаментов. В центре стоит стол застеленный красивой лоскутной скатертью. На доске закреплены карточки с народными пословицами. С боку мини-музей народной игрушки. На одной из стен подвижный экран. Воспитатель одета в одежду с элементами народного костюма. Дети сидят напротив мини-музея. Воспитатель: Выйду в поле: широта-раздолье! Солнышку поклонюсь, цветикам улыбнусь. Красотам летним, ярким, неприметным, Травушке-муравушке зеленой, пахучей, Уж нет её лучше, Нет и Родины краше, чем Россия наша! В.: Дети, а кто скажет как называется наша Родина? Д.: Наша родина-Россия. В.: А как называется наша республика и город в котором мы живем? Д.: Республика называется Татарстан, а город-Казань. Перед детьми выставляются на экране появляются репродукции с видами города, природы края. В.: А сейчас послушайте ребята мой рассказ. Когда-то давно тоже жили люди, но они одевались и устраивали свой быт по-другому. В группу заходят дети одетые в русский и татарские народные костюмы. Вам нравиться это одежда? Ответы детей. Рассматриваем подробнее виды, элементы украшений, обувь. Да дети всё это человек изготавливал своими руками: ткали ткани, окрашивали их, кроили одежду и шили, обязательно украшая вышивкой какого-либо орнамента. В каждой семье были дети и взрослые делали игрушки сами для своих малышей. Из соломы, дерева ,глины, ткани и прочего. Встанем дети. Предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек»(в нем собраны народные игрушки из разных материалов: глиняная свистулька, соломенный козлик ,тряпичная кукла, деревянная собачка). Но мы сегодня поговорим об одной из этих игрушек. Сперва отгадайте загадку: Платье носит ,есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно? Д.: Кукла. Во всех уголках России жили мастера кукольного дела, бабушки, прабабушки да и молодые девушки с охотой изготовляли кукол для своих детей и внуков. В куклы не только играли, они помогали на протяжении всей жизни, с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху, солнце и тепло в холодную погоду, когда нужно было сеять или убирать урожай. С ними встречали гостей, их дарили на дни рождения, о них придумывали сказки. Вот и сегодня мы вспомним сказку писателя А.Н. Афанасьева «Василиса Премудрая». «Жил купец, был в супружестве 12 лет и прижил одну дочь Василису Премудрую. Когда мама скончалась, девочке было 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку ,благословила и передала ей куколку ,наказывая беречь, никому не показывать. А когда приключиться горе ,дать ей поесть и спросить совета. Отец вскоре женился на злой женщине с дочерью. Она каждый день Василисе сложную работу задавала, а свою дочь только берегла, от всего ограждала. Вскоре Василиса расцвела ,похорошела, а мачехина дочка худеет, да дурнеет день ото дня. Как же у Василисы всё получалось?» Д.: Василисе помогала куколка. В.: «Да. Девочка поест ,попьёт, а самый лакомый кусочек оставит. Вечером все спать лягут .Девочка Закроется в старом чуланчике, покормит куколку да и поведает о своем житье-бытье. Та покушает ,да и утешает её, даст совет и спать велит .А утром вся работа сделана. Вот ребятки и нам Василиса показывает пример доброты, трудолюбия, терпения.» В. предлагает детям встать и сделать лого-ритмическую физминутку (слова сопровождают движениями) Гусеница. Этот странный дом без окон У людей зовется кокон. Свив на ветке этот дом Дремлет гусеница в нём. Спит без просыпа всю зиму, Но зима промчалась мимо. Март, прель, капель…весна! Просыпайся соня-сонюшка, Под весенним ярким солнышком. Гусеницы не до сна Стала бабочкой она. В.: кукол начинали делать с 4-5 лет из 2-3 лоскутков поношенной одежды, они сами легко рвались. Для подарка делали из новой ткани. А что такое ткань? Тканей огромное множество. Вот они показывает образцы ( ситец, хлопок, лён) – это натуральные ткани. Позднее люди стали создавать искусственные ткани. Задание: из множество кусочков лежащих на столе ,определи наощупь и сложи кусочки сперва натуральные, потом искусственные в линию. В.: Ребята, а название каких кукол вы знаете. 1- ая девочка : зернушка ( столбушка)-самая древняя и простая кукла. Основа – столбик из плотной ткани, бересты или наполненный крупой мешочек. Их делали и пожилые и малыши, потом украшали и наряжали. 2-ая девочка: кувадка – одна из первых кукол которую встречает над своей колыбелькой малютка. Мальчик : куклак- кукла –мальчик ,бойцовая. Она помогала лучше научиться владеть своим телом. Мальчики устраивали кукольные бои, ведь тогда часто случались междуусобные войны. 3-яя девочка: барыня –кукла-мечта, образцовая хозяйка у которой есть время на отдых и праздники. У неё яркий красивый наряд. И стоит она уперев руки в бока.кукла с которой могли играть в свадьбу, в семью. В.: Смотрите ,ребята, а кто это у нас здесь спит. 4-ая девочка: это кукла-пеленашка. Оберег ,младенчик, их делали будущие мамы для своих деток. Думая о том, каким он будет крепким, умным, счастливым. В.: А вы хотите сделать кукол своими руками? Воспитатель предлагает детям изготовить куколок. Когда вы вырастите у вас тоже будут детки. Вы будите о них заботиться и любить. Ребята, а кто знает стихи о семье,дети читают.
|