МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида №7» города Бронницы Воспитатель: Жучкова И.П. г. Бронницы, 2012г. Программное содержание: 1. Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды. Вызвать интерес к жизни наших предков. Продолжить знакомство с народным праздником «Ярмарка». 2. Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество. 3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Материал к занятию: Традиционный русский костюм, предметы быта Древней Руси (самовар, головные уборы (кокошник, повязка), изделия мастеров гжели, хохломы, городец, рушники). Фонограммы русских народных мелодий «Береза», «Ярмарка». Экспозиция «Ярмарка», ленты атласные, украшение для лент (цветы), бусинки, леска, салфетки, подставки, шкатулки для бусинок.
Предварительная работа: Знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», заклички («Дождик, дождик, веселей…», «Грачи-киричи»), поговорок, пословиц («Какова пряха, такова и рубаха», «Терпение и труд все перетрут»). Знакомство с элементами русского народного костюма, музыкальными произведениями русского народа («Колыбельная» Е.Макшансова, «Береза», «А я по лугу» музыка В.Агафонникова). Русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки», «Салки». Оформление атрибутов к ярмарке. Ход занятий:
1. Оргмомент. - Вступление Дети входят в музыкальный зал с воспитателем под мелодию «Отчего так в России березы шумят». Обходя зал змейкой, встают в полукруг.
В.- Ребята, мы не случайно начали сегодняшнюю встречу с прославления русской березки. Береза с давних времен считалась любимым деревом русского народа, его символом. - Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе. Русский фольклер удивляет нас и по сей день изобилием пословиц, поговорок, потешек. В.- Какие из них вы знаете? Д.- «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». В.- Молодцы ребята! А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха». 2. Беседа. В.- Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, какова была рубаха. А ведь сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. В.- Этот костюм одевали русские женщины. Костюму мног7о лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему? (предполагаемые ответы детей). В.- Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня. Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. В.- Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма? Д.- Белого, красного (много), и темной или светлой отделки. В.- рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё? Д.- Девушки, женщины. В.- Для чего она нужна (вышивка)? Д.- Красоты. В.- Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане? Д.- Цветы, солнце, птиц и просто крестиком. В.- По преданию вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза. Ребята, а как вы думаете, какой головной убор одевали девушки и женщины? ( предполагаемые ответы детей). Головной убор девушки: повязка, твердая спереди, она называется «краса». Что использовали девушки для украшения повязки? (предполагаемые ответы детей). Украшали повязку: бисером, цветными стеклами, бусинками, золотой нитью. В.- Женщины-мамы: голову прикрывали вышитыми платками или головным убором, который называется – кокошник (показ головных уборов). Ребята, давайте вспомним, какая в старину была обувь? (предполагаемые ответы детей). На Руси широко распостранены были – лапти. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги. 3. Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти. В.- А что такое ярмарка? Д.- Это праздничные рынки, базары устраивали на Руси. Чем она знаменита? ( предполагаемые ответы детей). В.- На ярмарке можно было не только купить, но и продать что надо, повеселиться, поводить хороводы. Посмотреть театр, поиграть в игры. Вы хотите поиграть на нашей ярмарке? Д.- Да. 4. Русская народная игра «Карусель». В центре зала стоит воспитатель. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель со словами начинает игру: Еле, ели, закружились карусели, (дети идут шагом). А потом, потом, потом, все бегом, бегом,(дети побежали). Тише,тише, не спешите карусель остановите. (дети останавливаются идут шагом). В.- Ребята, а давайте научимся мастерить украшения , как русские мастера? Д.- Да. В.- Походим по ярмарке и посмотрим, что нам нужно для работы. Всю мы ярмарку прошли, ничего мы не нашли. Звучит фонограмма русской народной мелодии («Ярмарка»). Вход коробейника (Сюрпризный момент). Эх, честные господа! К нам пожалуйте сюда! Подходите, подходите. На товары посмотрите. И чего – нибудь купите. В.- Мы, берем ленты алые, бусинки разноцветные, цветочки. Спасибо коробейник за товар. Ребята, все мы закупили, можно мастерить бусы, украшать головные уборы. Присаживайтесь. В процессе работы детей, воспитатель помогает выбрать узор, расположить его на ленте, советует, как интересней чередовать бусинки на нитке. 5. Итог занятия. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами очень мудрые, добрые, трудолюбивые. «Если дружба велика – будет Родина крепка» Спасибо большое дети и гости. Милости просим к нам в группу на чаепитие.
|