Образовательные области: Приоритетная: Познание. Ознакомление с окружающим В интеграции: коммуникация, чтение художественной литературы. Цель: формировать нравственные основы патриотических чувств. Задачи: 1.Расширять представление детей о Москве. 2.Продолжать знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем, его внешним и внутренним видом. 3.Активизация словаря: экскурсия, куранты, Спасская башня, Кутафья. 4.Воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны. Психологическая гимнастика. – Давайте встанем в круг. Настроимся на работу. Потрите ладони, почувствуйте тепло. Представьте между ладонями маленький шарик, покатайте его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям. У нас получилась «цепочка» дружбы! Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
Ход НОД. – Послушайте, ребята! (слышится звон курантов) Что это за звон? Где мы его уже слышали? (ответы детей). Давайте мы отправимся в путешествие вслед за ним. Как вы думаете, далеко ли нам придется ехать? (в Москву) Садитесь, ребята. Мы отправляемся в путешествие по нашей стране. Россия – огромная страна (воспитатель показывает ее на карте). - Чем богата наша страна? (Лесами, морями, реками, городами). А как обозначены города на карте? (Маленькими черными точками). У каждого города свое название и своя история. (Показывает и называет несколько городов). Вот наш город Балаково . ( отмечает на карте флажком). А куда мы едем? (в Москву). ( отмечает Москву на карте флажком). Москва – самый большой город в стране. Пешком его не обойдешь и за много дней. Поэтому сегодня мы вместе с вами совершим экскурсию только в исторический центр Москвы, в Кремль. Откройте учебники по закладке. Рассмотрите рисунок. У стен Кремля расположена Красная площадь. Как вы думаете, почему площадь назвали Красной? (воспитатель помогает детям и читает стихотворение) В терем с красного крыльца Красна девица вошла. Красна девица вошла, Красный угол прибрала, Красный угол прибрала Да на стол собрала. Не красна изба углами, А красна пирогами. Догадались? Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, а еще главный, славный, самый дорогой, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме – красным углом. А кого называли красной девицей? -Правильно. Красная – значит красивая! Посмотрите: как красива площадь – с одной стороны собор Василия Блаженного, с другой – исторический музей (иллюстрации). Найдите на рисунке и покажите Красную площадь, собор Василия Блаженного, исторический музей. Молодцы. -А что такое Кремль? Кремль – это огороженное, укромное место, крепость, которую люди строили в давние времена, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «кром», а позднее «кремль». Кремли сохранились во многих российских городах: в Смоленске, в Пскове, а Астрахани, В Нижнем Новгороде (показывает их на карте). Устали в дороге? Чтобы отдохнуть проведем физминутку: Дует ветер нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок все тише-тише, Деревцо все выше-выше. Много стихотворений написано о Москве. Послушайте одно из них: Москва, Москва! Люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин И Кремль зубчатый, безмятежный. Это стихотворение написал известный русский поэт Михаил Лермонтов. Он очень любил Москву и посвящал ей стихи. В своем стихотворении поэт говорит о Кремле. Стены у кремля зубчатые (иллюстрация). Послушайте, как о них написала Агния Барто: Десять сотен ласточек спустились с высоты. Сели, посидели, оставили хвосты. Как вы думаете, что сравнила Агния Барто с ласточкиным хвостом? И почему? (Ответы детей) А вот главная башня Кремля – Спасская (иллюстрация). Покажите ее на своем рисунке. На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это куранты. Это их бой мы слышали в начале нашего путешествия. Бьют часы кремлевской башни, Гаснут звезды, тает день… До свиданья, день вчерашний, Здравствуй, новый светлый день! Куранты показывают время, по которому живет вся страна. Покажите куранты в учебнике. А эта башня – великан. Шпиль ее уходит высоко в небо. Называется она Троицкая. А вот невысокая, круглая башенка. Она совсем не похожа на своих соседок. Это Кутафья башня. Название свое она получила от старого русского слова «кут» - укрытие, угол. Эта башня связана мостом с башней – великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называется Троицким и ворота тоже Троицкие. Ворота, которые ведут в Кремль, есть и у других башен. Такие башни называют проездными. Как вы думаете, почему их называют проездными? Башни, у которых нет ворот называют глухими. Много башен у Кремлевской стены. У каждой свое название, своя тайна. Про них мы еще поговорим. А сейчас нам пора в Кремль. Представьте, что мы входим в Кремль через Кутафью, по Троицкому мосту, через Троицкие ворота Троицкой башни. Покажите на рисунке. Перед нами Ивановская площадь. Покажите. Дадим волю фантазии и представим время, когда не было ни телевизора, ни радио, ни газет. Как можно узнать, что делается на белом свете? Вот и толпиться народ с утра на Ивановской площади. Выходит глашатай, достает из рукава грамоту и кричит что было сил: «Слушай, народ…» Замолкает площадь, а глашатай выкрикивает указы и сообщения. С того времени и пошло выражение: «Кричать во всю Ивановскую». Так говорят порой человеку, который очень громко кричит. С Ивановской площади хорошо видна колокольня «Иван Великий». Покажите на рисунке. Знаете ли вы, что такое колокольня? (башня с колоколами) В старину колокольня служила и сторожевой и пожарной башней. А в праздники красивый гул колоколов Ивана Великого разносится далеко за городские стены. Колокола для колокольни отливали колокольных дел мастера. И решили они однажды: «Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого никогда не было…» И отлили они большой красивый колокол, но случился в Москве большой пожар. Загорелась деревянная постройка над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин и от него отвалился кусок. Так и не сбылась мечта славных мастеров – позвонить в колокол , которого мир не слыхал и не видал. Стоит теперь Царь-колокол как памятник русским мастерам-умельцам. Покажете Царь-колокол. Недалеко от Царь-колокола на Ивановской площади стоит Царь-пушка. Больше ее нет во всем мире. Отлита она давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Должна она была защищать Московский кремль, но так ни разу и не выстрелила. Покажите Царь-пушку. Молодцы! Физминутка. -Как живешь? - Вот так! -Как идешь? - Вот так! -Как бежишь? - Вот так! -Ночью спишь? - Вот так! -Как даешь? - Вот так! -Как берешь? - Вот так! -Как шалишь? - Вот так! -Как грозишь? - Вот так!
Работа в тетради.
Заключительная часть. - Где мы сегодня с вами были? Что нового узнали? Всем ли удалось выполнить задание? Молодцы! Вы сегодня хорошо работали.
|