Управление образования администрации Гурьевского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска» Е.И.Мирошниченко Ознакомление дошкольников с государственной символикой России 1. Ребёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе. 2. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
3. Ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображение на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы, на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину. Герб и флаг государства – явления сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаково - символический, национально-культурный и эстетический. Рисунок современного государственного флага и герба регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России. Так, например, не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Также не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Нарушение целостности рисунка герба или флага может расцениваться как нарушение закона. Однако, соблюдая правовые основы, важно поддерживать и поощрять изображения символики детьми в их собственном изобразительном творчестве. Например, ребенок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день. Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными дидактическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением гербов и флагов разных стран. Примерные вопросы для беседы с детьми: · Что это? (герб России, флаг России) · Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный). · Что означают цвета Российского флага? (добро и красоту; белый цвет – снег, облака;синий – небо, реки и моря, красный – огонь) · Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник, побеждающий змея). · Что означает изображение двуглавого орла? (солнце) · Что означает изображение всадника? (победу добра над злом) · Где можно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах, самолетах) · Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах) · Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран) · Зачем стране нужны герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком). Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей старшей группы
Знания и представления
|
Характеристика уровней знаний и представлений
|
минимальный
|
базовый
|
максимальный
|
Узнавать изображение герба и флага России. Называть их: «Герб России», «Флаг России», знать, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Иметь представление о назначении государственного герба и государственного флага.
|
Узнаёт герб и флаг России, выбирает их среди изображений гербов и флагов других стран.
|
Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Имеет представление о том, что изображение герба России можно увидеть на монетах, а флага на машинах, самолетах, что флаги украшают улицу в праздничный день.
|
Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орёл – солнце, всадник – победу добра над злом, цвета российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и пр.). Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб.
|
В подготовительной группе на ряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике предлагается также их расширение и углубление. Так, дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы. Хотелось бы обратить внимание, что выделенный в таблицах «максимальный уровень знаний и представлений» не является обязательным, однако некоторые ребята, проявляющие интерес к социальной действительности и способности к изучению истории, могут демонстрировать и такой уровень знаний. При диагностике в подготовительной группе достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна России. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов. Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей подготовительной группы.
Знания и представления
|
Характеристика уровней знаний и представлений
|
минимальный
|
базовый
|
максимальный
|
Знать и называть государственные символы: «флаг России», «Герб России», «Гимн России». Знать, что цвета герба и флага, изображения на гербе означают добро и красоту. Иметь представление о назначении государственного герба и государственного флага. Иметь представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна.
|
Называет флаг, герб и гимн России.
|
Называет флаг, герб и гимн России. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означает добро и красоту, орел – солнце, всадник – победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и т.д). Имеет представление, что флаг и герб нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.
|
Называет флаг, герб и гимн России. Имеет представление о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага. Двуглавый орел означает единство и независимость страны; всадник – победу добра над злом, белый цвет – чистоту, мир; синий – верность, правду; красный – отвагу, красоту, любовь. Знает о том, что государственные символы объединяют людей и служат отличительными знаками. Определяет музыку гимна России как величественную и торжественную. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.
|
"День Государственного флага Российской Федерации" Этот день получил статус праздника совсем недавно, поэтому о каких - то традициях говорить пока не приходится. Парады и демонстрации теперь не в чести. Для создания новых форм таких важных государственных праздников требуется время. В нашем детском саду мы отмечали этот праздник впервые. Празднику предшествовала предварительная работа. На музыкальных занятиях я организовала коллективное прослушивание Гимна Российской Федерации, дети определяли характер музыки Гимна как величавой, торжественной. Я объясняла детям, что Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. На музыкальных занятиях детям предлагалось прослушать Гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе. Вошел в программу праздника и праздничный концерт, в котором приняли участие все воспитанники нашего детского сада. Они читали стихи, исполняли песни о России, танцевали народные танцы. Воспитанники подготовительной группы изготавливали флажки в подарок малышам. Каждый участник праздника получил в подарок ленточку триколор - символ Российского Флага. Вот таким стал День Государственного флага Российской Федерации в нашем детском саду. Сценарий праздника "День Государственного флага Российской Федерации" Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и являются отличительным знаком государства. Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Цвету флага придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести; Синий - небо, верность и правду; Красный - огонь и отвагу. Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам. "Да она шила - вышивала тонко бело полотно, Да тонко бело полотно, да бело-бархатное, Она строки строчила красным золотом". Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира. Вверху - божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет. "Под тобой, березка, не огонь горит, Не мак цветет - красны девушки в хороводе стоят" Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово "красный" в значении "красивый". Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России. И герб сочетает эти же цвета: Белый - Святой Георгий Победоносец, Синий - развевающийся плащ всадника, Красный - фон, щит герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. В народных преданиях говорят: Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху само солнце; два крыла его сестры - Заря Утренняя и Заря Вечерняя. С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей России. Вглядитесь внимательно в российский герб. Разве не напоминает золотой орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами - перьями? Вот он, флаг и герб нашей Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Сегодня праздник нашего государственного флага, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России стоя! Звучит "Гимн Российской Федерации" Россия, Родина: Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия: Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы: Березок юная листва - Россия: Как из песни слово, Кругом леса, поля и реки Раздолье - русская душа. - Люблю тебя, моя Россия За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей. - Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть Люблю все то, что называю Одним широким словом - Русь! Песня "Ты цвети, Россия" Лившица. Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Родина любимая - что мать родимая. Если дружба велика, будет Родина крепка. Жить - Родине служить. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родина мать, умей за нее постоять. Человек без Родины - что соловей без песни. Молодцы! Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины. Давайте и мы потрудимся и отобразим в своих работах флаг и герб нашей Российской Федерации. Самостоятельная работа "Флаг и герб" (рисование, конструирование, аппликация. Как говорится, кончил дело - гуляй смело! Мы частушки пропоем и в веселый пляс пойдем. Частушки (с игрой на ударных, народных инструментах) 1. Мы частушки сочиняем, Можем их пропеть сейчас. Мы для вас споем, сыграем, Эх! Попросите только нас. 2. Все по-гурьевски гутарим. Хорошо живем, мы тут, Мы с веселой песней дружим, Эх! Со сметаной хлеб едим. 3. Старину мы уважаем, Старину мы бережем. О старинном русском крае, Эх! Песни звонкие поем. 4. Ой, березонька-береза, Раскудря-кудрявая. Хорош ты, наш Бачат, речка величавая. 5. Эх, сторонушка родная, Дорогая сторона. До чего же ты красива Гавриловска гора. 6. Хорошо частушки пели, Хорошо и окали. Мы бы очень все хотели, Чтобы вы похлопали. Начинаем танцевать, да не знаем, как начать. Раз - туда! Два - сюда! А потом - вокруг себя. Исполняется "Кадриль". - Плывут туманы белые Над кружевом дубрав, И кажется особенным Настой медовых трав. - Как сладок воздух Родины, Дышу, не надышусь, А в речке отражается Ромашковая Русь. - Синицы рады песнями, Встречать зари восход, И снова в роще кружится Березок хоровод. - Горит в пол неба радуга, Дивлюсь, не надивлюсь. Аукну - и откликнется, Ромашковая Русь. - Куда не глянешь - светится Хрустальная роса. В малинниках, в орешниках Всех сказок чудеса. - На эти дали дальние Смотрю, не насмотрюсь, На все четыре стороны: Ромашковая Русь! Исполняется песня "Моя Россия" .
|