Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитываем маленького гражданина
Патриотизм детям
Автор: Елена Мирошниченко   
06.01.2014 06:42

Воспитываем маленького гражданинаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида "Детский сад  №17 «Улыбка» города Гурьевска"
«Воспитываем маленького гражданина» (опыт работы)
Мирошниченко Елена Ивановна
Гурьевск 2013
Содержание:
Введение
Раздел «Мы и родной город»
Раздел «Наш народ»
Раздел «Человек и родной город во время ВОВ»
Раздел «Природа родного края»
Заключение

Введение
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из моего опыта работы в данном направлении, можно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Я считаю, надо, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых дней формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижение страны, любовь и уважение к армии; гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту.
Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно – полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.
Формирование патриотического воспитания ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие и нравственных чувств.
Данная работа  направлена на организацию педагогической деятельности по патриотическому воспитанию.
Цель работы:
Создание условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим ее; Исходя из этого, данная работа включает в себя целый комплекс задач:
Воспитывать гуманистические чувства у детей;
Формировать бережного отношения к природе и всему живому;
Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним;
Развивать коммуникативные и социальные навыки;
Способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения, в том числе экстренной ситуации;
Знакомить и расширять представления детей о городах России;
Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развивать чувства гордости за достижение страны;
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, и их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитываются в ребенке не только патриотические чувства, но и формируются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работая по этой теме, использую такие формы и методы работы с детьми, как:
Беседы;
Составление семейных альбомов;
Организация выставок;
Разучивание песен и стихов;
Игровыупражнения;
Сюжетно-ролевые игры;
Рассматривание картин, иллюстраций;
Использование фото-, видео-, аудиоматериалов;
Экскурсии;
Рассказы воспитателя из личного опыта;
Изготовление вместе с детьми необходимых материалов и пособий для занятий;
Практические действия с каждым ребенком.
Средства:
Обучение;
Игра;
Труд;
Бытовая и повседневная деятельность;
Восприятие произведения искусства.
Формы реализации:
Учебная;
Игровая;
Трудовая;
Бытовая;
Индивидуальная;
Подгрупповая;
Коллективная.
Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности. Он должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права (можно).
Каждый раздел направлен на реализацию образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своем Отечестве, но социально-ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов.
Логика изложения работы строится в соответствии с закономерностями психического развития ребенка: мышления (от элементарных представлений к обобщенным понятиям), речи, восприятия, становление интересов, потребностей, чувств, мотивов, развитие коммуникативных и других видов деятельности. Каждый раздел заканчивается обозначением показателей развития, что облегчает процесс педагогической динамики.
В приложении к работе есть тематический план работы с детьми старшей и подготовительной групп, что позволяет работать в комплексе по всем разделам.
Есть и в приложении сценарии занятий, праздников, составленные с учетом возрастных особенностей детей. Они имеют цель, подготовку к ним, ход, художественное слово.
Под методами семейного воспитания я   понимаю  способы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувства и воли, формирование культуры поведения детей.
Можно различить  две группы основных методов семейного воспитания:
1.         методы организации поведения и деятельности;
2.              методы формирования сознания.
В первой группе методов большое значение имеют повседневные занятия и упражнения:
Режим  дня как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренажер воли;
Семейны традиции, играющие важную роль в развитии культуры общения;
Игра, как естественная форма выражения активности, а также основной способ познания жизни.
Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения. Первостепенную роль в этом играет слово родителей, выполняющее роль функции внушения, наставления, разъяснения.
Папами и мамами не рождаются,  ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащение своих знаний, совершенствование личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть образованными и культурными людьми.
Хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи. Для этого удобнее всего с ребенком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате вы получаете бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков вашего рода.
Данная работа построена в соответствии с существенными характеристиками патриотизма как личностного образования. Содержание этой работы включает в себя следующие разделы:
«Мыи родной  город»;
«Наш народ»;
«Челов и родной город во время Великой Отечественной  войне»;
«Природа родного  края».
Раздел
«Мы и родной   город»
Блоки:
Семья (работа по данному блоку предполагает становление чувств и причастия к своей семье, родовой чести, ответственности перед членами семьи, знание ее традиций, нравственных ориентиров, формирование способов проявления любви, заботы и уважения к членам семьи);
Детский сад (содержание этого блока предполагает формирование знаний детей о назначении, функциях детского сада, его помещениях, сотрудниках, истории возникновения и развития; общих представлений о традициях, воспитание уважительного отношения к участникам педагогического процесса, потребности в посещении детского сада; чувства причастности к общим делам, гордости за свой детский сад, интереса к происходящим событиям, формирования способов поведения, отражающих положительное отношение к детскому саду);
Родной город (реализация содержания данного блока направлена на  формирование знаний об истории возникновения и развития города, его достопримечательностям, известных людях, традициях, праздниках, промыслах, учреждениях, обеспечивающих комфорт и досуг его жителей; на воспитание привязанности, чувства восхищения своим городом, бережного отношения к традициям и культуре; 
«Малая родина» есть у любого. Вижу свою под горой у плетня. Вроде заветно - душевного зова «Гурьевск любимый» звучит для меня. Жизни дорога - начало и финиш. Каждый шагает своею, одной. В этой дороге из сердца не вынешь с сельским обличием город родной.
Роднаястрана (содержание данного блока предполагает формирование знаний об истории возникновения и развития России, его символике, праздниках, традициях, известных людях; об армии, ее значении, о людях других национальностей, живущих в России; развитие чувства привязанности, причастности к своему Отечеству, интереса к его обществу, интереса к его прошлому и настоящему, гордости за достижения; формирование способов передачи своего отношения в разных видах деятельности).
Задачи  раздела: в зависимости от возраста и уровня развития детей сообщать элементарные сведения; формировать первоначальные представления; уточнять, дополнять, конкретизировать, сообщать знания; способствовать формированию понятий:
Об отдельных исторических событиях, людях, имеющих к ним отношение;
О символике  города и государства (флаг, герб, гимн своего города и своей страны);
О структуре государства: правительство, армия, народ, территория;
О правах человека и навыках безопасного поведения.
Воспитывать чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;
Стимулировать проявление заботы, уважения, привязанности к ближайшему окружению (родственники, сверстники, сотрудники детского сада);
Способствовать проявлению симпатии, выражению эмоций в отношении к любимым литературным героям, историческим деятелям;
Восприятие человека как социально значимого существа, его состояний, настроений, переживаний;
Проявление доброжелательного отношения, к людям труда;
Проявление заботливого отношения к близким людям, к членам семьи;
Выполнение обязанностей по дому, поручений в детском саду;
Поведения в совместной деятельности с другими детьми, в общественных местах;
Поддерживание порядка, чистоты, благоустройства, уюта в доме, в группе, детского сада, участка детского сада, города;
Практического применения информации об истории человека, исторических событиях в разных видах деятельности (речевой, изобразительной, конструктивной, игровой);
Проявление уважительного интереса к историческим личностям, памятникам.
Проявление заботы о благосостоянии своего края;
Практического проявления знаний о своем крае в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, конструктивной, речевой, трудовой, физкультурной);
Участие в событиях своего города;
Проявления признательности, уважения к знаменитым людям своего города, к его труженикам;
Проявление бережного, заботливого  отношения к достопримечательностям города.
Содержание раздела:
Блок «Семья»
У каждого человека есть имя. Его дают в семье при рождении. Имена у людей бывают разные и каждое из них что-то обозначает: Евгений – благородный, Кирилл – повелитель, Константин – постоянный, Владимир – владеющий миром, Андрей – мужественный, Виктор – победитель, Игорь – воинственный,  Олег – священный, Роман – сильный, Сергей – высокочтимый, Галина – тихая, Дарья – побеждающая, Лариса – чайка, Людмила – милая людям, Марина – морская, Наталья – родная, Нина – царица, Ольга – священная, София – мудрая. Человек дорожит своим именем, ему нравится, когда к нему обращаются по имени. Взрослых  людей зовут не только по имени, к нему прибавляют отчество, то есть имя отца. Называние взрослого человека по имени и отчеству означает проявление уважения к нему. Кроме имени и отчества у человека есть фамилия. Слово фамилия – не русское, а в переводе оно означает – «семья».
В большинстве семей у папы, мамы и ребенка одинаковая фамилия. Такая же фамилия может быть у дедушке, у бабушке, у близких родственников, которые все вместесоставляют род. Все доброе, что делает семья в жизни, служит чести рода. Честь рода нужно беречь, не делать ничего такого, что может ей повредить не обманывать, не обещать того, что не может сделать, не ссориться с друзьями, не оставлять родит елей в старости.
Кроме близких родственников в семье есть родственники дальние: тети, дяди, двоюродные братья, сестры. У ребенка в семье бывает две бабушки и двое дедушек: это родители папы и мамы. У папы и мамы есть братья и сестры: это дяди и тети. У них есть тоже дети: это двоюродные братья и сестры ребенка.
В праздники родственники часто собираются вместе. Поводы для встреч бывают разные: Новый год, Девятое мая, Рождество. Эти праздники обычно отмечают в каждой семье. Но есть праздники, которые называются семейными: Дни рождения родственников, свадьбы, дни знакомства родителей. В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях: первые книжки, по которым учились читать бабушка и дедушка, их первые игрушки; любимая кружка, награды. Эти вещи помогают хранить историю семьи, их очень берегут, передавая на хранение близким родственникам. В семье важны и необходимы все: мама заботится о чистоте, порядке в доме; папа обеспечивает семью, принимает решения, отвечает за то, чтобы все были сытыми и одетыми; бабушка и дедушка дарят тепло и радость близким, играют с детьми, рассказывают интересные сказки, дают нужные советы. Ребенок в семье всем приносит радость, его любят, заботятся о нем. Он отвечает взрослым тем же: старается не огорчать взрослых, помогает им.
Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье.
Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий  для этого сегодня, к сожалению,  мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие папу и маму.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети лишенные  возможности общаться с родителями или с одними из них, обладают повышеннойчувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со  сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга.
Любовь между детьми  родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками  результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно складывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколения невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.
Блок – «Детский сад»
Детский сад, как и человек, тоже имеет свою историю. Как и человек когда-то появляется на свет. Здания садов строят специально или открываются на месте других учреждений (жилых домов, школ). Но у каждого сада есть свой День рождения, день, когда в него пришли дети. Этот праздник отмечает каждый детский сад; в этот день всем бывает особенно хорошо и весело. На праздник приглашают тех, кто много лет работал в детском саду: первую заведующую, воспитателей, которые ушли на пенсию; приглашают людей, которые помогли построить детский сад, давали на это деньги; приглашают всех, кто работает в нем сейчас, детей, родителей. Те дети, которые учатся в школе, тоже не забывают детский сад и приходят к нему на день рождения. Как в любой праздник детский сад поздравляют в этот день: приносят цветы, сочиняют стихи и песни, готовят праздничный обед, говорят добрые слова и пожелания.
В жизни детского сада как и в жизни  любого человека, бывают разные события: открываются новые группы, строят новые здания (бассейн, зимний сад), возводят новые постройки. Детские сады, которые построены  давно, имеют много таких событий. Если посмотреть на фотографии этих детских садов, то можно увидеть, как изменились здания, участки, одежда детей, игровые уголки. В детских садах, как в семье, есть много вещей, по которым можно узнать о прошлом: альбомы, фотографии. Их очень ценят, берегут для того, чтобы помнить об истории детского сада.
Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся о том, чтобы всем было
хорошо: повар вовремя и вкусно кормит; няня и дворник наводят чистоту и
порядок; воспитатели играют, занимаются с детьми, чтобы они росли добрыми,
честными, умными, здоровыми; методист помогает воспитателям разобраться в
их  сложной работе; прачка следит за чистотой белья, заведующая руководит, следит за тем, чтобы нечего не
перепуталось в работе взрослых. В детском саду много помещений, кабинетов, есть
специальные комнаты, залы, где дети поют, танцуют, занимаются физкультурой. На
участке детского сада есть разные уголки.
Взрослые, которые работают в детском саду, много делают для того, чтобы детям в нем было хорошо:
ухаживают за растениями, красят домики, веранды, строят снежные постройки.
Каждый ребенок с благодарностью относится ко всем работникам детского сада: называет по имени
отчеству, улыбается при встрече, не забывает поздравить их с праздником,
приготовить подарки. А чтобы у всех было хорошее настроение, каждый воспитанный
ребенок стареется сделать им приятное: помочь няне собрать посуду, поменять
постельное белье; всегда расставлять по местам игрушки; не разбрасывать одежду,
обувь; не сорить на участке.
Блок «Родной город»
Как у каждого человека, и у семьи, и у детского сада у родного города есть своя
история; в его жизни произошло много событий. Есть города молодые и старые, а
есть совсем древние. Город Гурьевск является административным центром
Гурьевского района, расположенного в юго-западной части Кемеровской области.
Официальные границы данного района являются сухопутными. Этот российский город
находится в предгорьях Салаирского кряжа. Статус города Гурьевск получил в 1938
году. Численность жителей в данном городе – порядка 26,6 тыс. человек. По
площади он составляет 90 кв. км. Город Гурьевск расположен недалеко от города
Кемерово – около 195 км.
В городе находится железнодорожная станция, развита транспортная
инфраструктура.
Географические особенности города состоят в том, что характерный для данной территории климат является
континентальным, сама местность является холмистой. Гурьевск известен богатыми
залежами природных ресурсов, а именно: серебра, золота, барита, угля, мрамора,
меди, известняка. Среди водных ресурсов особенное внимание заслуживают река
Малый Бачат, имеющая два притока – Малая Толмовая, Малый Салаирчик.
Город отличается развитой экономикой: в Гурьевске функционируют порядка тридцати пяти промышленных организаций (ОАО «Гурьевский металлургический завод»; небольшое предприятие,
специализирующееся на переработке нефти, изготовлении дизельного топлива,
мазута, бензиновых фракций; ОАО «Гурьевское рудоуправление» и др.).
Существенная доля населения занята в области металлургической и горной
промышленности, в транспортной сфере, в культурно-социальной области. Наиболее
выраженное направление в экономике Гурьевска – черная металлургия.
Гурьевский район включает в себя два городских поселения – Гурьевск и Салаир. По западной границе он
разделяется с Алтайским краем. Город Гурьевск входит в число старейших
населенных пунктов Кузбасса. Именно Гурьевск сформировал условия для
индустриализации Кузбасса.
Среди достопримечательностей города особое внимание следует обратить на множество памятников, в число которых входят следующие: памятник «Погибшим за дело пролетариата»,
расположенный на улице Ленина, выполненный из кирпича; стела
воинам-металлургам, которые погибли во время Великой Отечественной Войны,
расположенная на ул. Коммунистической; скульптура воина Великой Отечественной
Войны, выполненная к двадцатилетию Победы в Войне; аллея Героев Великой
Отечественной Войны, появившаяся в 1976 году; памятник труженикам тыла,
выполненный в 2001 году, расположенный в сквере Победителей; мемориал Гурьянам,
погибшим на фронте, выполненный к юбилейной дате Победы в ВОВ.
История этого старейшего город Кузбасса начинается с 1705 года, когда воевода из Томска выступил с информацией
к Петру Первому о существовании телеутского поселения, образованного на реке
Бачаты (именно на этой территории был открыт в дальнейшем Гурьевский завод  по плавлению серебра). В период с 1812 г. по 1816 г. на берегу реки
Бачаты под руководством Поликарпа Михайловича Залесова, являвшегося управляющим
Салаирского края, открылось строительство вышеуказанного завода, а следом и
поселения. Этот поселок получил соответствующее название – «Гурьевский Завод»,
в дальнейшем произошло его переименование в Гурьевск.
Помимо этого, существует три точки зрения относительно возникновения данного названия. Первая точка зрен сводится к указанию на имя царского министра финансов – графа Гурьева. Вторая
точка зрения связана с упоминанием фамилии руководителя горного округа Гурьева.
В свою очередь третья точка зрения определена указанием на святых Дмитрия,
Гурия, поскольку Гурьевский завод начал свою деятельность в день святых
мучеников Дмитрия и Гурия.
Выпускаемое заводом серебро
способствовало оптимизации положения России после военных действии в 1812 году.
Спустя семь лет завод стал заниматься получением железа при использовании Быковского месторождения бурых железняков. В 1839 г.
этот завод был разрушен в пожаре, однако в дальнейшем было проведено его
восстановление, в ходе которого изготовили вдобавок доменную печь и иные важные
объекты. Экономические показатели в Сибири значительно были улучшены, в том
числе за счет успешной работы Гурьевского завода. Гурьяне были в определенной
степени родоначальниками в области металлургии Сибири, а также в области строительства
машин.
В период с 1852 г. по 1854 г. оптом стал плавиться
металл на Гурьевском заводе с применением углей Бачатской шахты.
Поскольку народное хозяйство в Гурьевском районе
развивалось высокими темпами, было принято Постановление Президиума Новосибирского
областного исполнительного комитета (14.11.1838 г.) об изменении статуса
Гурьевска: из рабочего поселка в город областного подчинения. В данном случае
речь шла о Новосибирской области.
26 февраля 1946 года на основе Постановления Совета министров РСФСР указанный выше город стал подчиняться Кемеровской области (Приложение 5).
Блок «Родная страна»
Так же, как и города, родная страна
имеет свою историю. Очень давно люди стали переселяться по земле и добрались до
тех мест, где сейчас находиться Россия. Имя нашей страны звучит по-разному:
Россия, Русь. Слово «Русь» означает светлое место. Люди, которые живут в России
называются Россиянами. Основная национальность людей, которые живут в России –
русские. В древние времена, когда люди поселились на территории нашей России,
ими управляли князья, то есть те, которых все слушались и которым подчинялись.
В то время люди часто воевали друг с другом, стараясь захватить лучшие земли и
города. Тогда еще люди мало знали о природе, боялись грома, молнии, старались
задобрить силы природы, чтобы они дали им одежду и питание; поклонялись
изображениям разных богов, от которых, как им казалось, могла зависеть их
жизнь. Один из князей России, Владимир, пытался убедить людей, что всем на
земле управляет один бог и поклоняться нужно только ему.
И чтобы показать любовь к нему, нужно креститься. С тех пор люди на Руси стали крещенными, а князя
Владимира прозвали святым.
У каждого князя который правил на Руси, было свое княжество: земля и люди, которые на ней жили.
Для того, чтобы защищать свое княжество от врагов, князья собирали войско.
Защищали княжество мужчины, потому что они сильнее. В давние времена в России
было много княжеств,  жили они не дружно;
те, кто нападал на них из других стран, легко могли с ними справиться. В
истории России много славных имен храбрых князей, которые защищали ее от
врагов: Александр Невский, Дмитрий Донской. Когда князья поняли, что в одиночку
трудно защищать свою землю, они решили объединиться вокруг Москвы, и создать
одно государство Российское, которым правил царь.
Как в любом другом государстве в России есть земля, на которой она расположена; люди, которые на
ней живут; граница, которая показывает, где кончается ее территория; армия,
которая охраняет эту границу. Армией своей Россия  славилась всегда. Россияне очень любят свою
страну и всегда ее защищают. Как в любой другой стране, место, в котором
родился и живет человек, называют Родиной, потому, что здесь находятся его
родственники, родные, весь его род; Отечеством – потому, что здесь жили его
отцы. Готовность к защите своего Отечества, гордость за него – это самое
лучшее, что есть в человеке. Человек, который любит свое Отечество, любит и
своих родителей, свой родной город, улицу, детский сад, своих друзей.
Что ребенок может знать о своей стране?
Опыт показывает: уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран.
Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и флагом нашей страны – традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Несмотря на то, что новые государственные символы – герб и флаг – появились почти 15 лет назад,
законодательно они были утверждены не так давно. Видимо, этим  обстоятельством объясняется отсутствие в
обществе четкого представления о том, какие образы и символы они в себе несут и
что означают. Современный герб и флаг имеют глубокие исторические корни. Их
происхождение тесно связано с народным искусством, древними поэтическими
представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу
по ознакомлению детей с символами нашей страны, опираясь на эстетическую
сторону и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба и флага помогают
сформировать положительное отношение к ним.
Раздел  «Наш народ»
Включает следующий блок:
Русскаят традиционная культура (содержание данного блока раскрывает специфику
крестьянского труда и быта, народного творчества, праздники, предполагает
проявление эмоционально – ценностного отношения к традиционной культуре,
интереса к своим истокам);
История и культура (содержание блока отражает информацию о развитии культуры России и
других народов; позволяет установить элементарные связи в зависимости между
историческими событиями и культурными достижениями; раскрывает содержание
мифов, легенд, преданий; способствует проявлению восхищения культурных наследий
человека; позволяет установить простейшие связи между культурой и
цивилизацией).
Задач раздела:
В зависимости от возраста и уровн развития детей сообщать элементарные сведения; формировать первоначальные
представления; уточнять, дополнять, конкретизировать, обобщать знания;
способствовать формировании понятий:
О принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его
национальность;
Об атрибутах культуры (язык,  одежда,
жилища, народные промыслы, народное искусство, обряды, традиции, праздники,
игры, игрушки, национальная кухня);
О специфике взаимоотношений, норм и правил этикета в различных культурах;
О необходимости, значимости уважительных, дружеских, принимающих отношений между
людьми разных культур, мира и понимания между ними;
Об отдельных атрибутах представителях других культур (внешний вид, язык, костюмы,
игрушки, декоративно-прикладное искусство, национальная кухня);
Воспитывать интерес к культуре своего народа и представителей других национальностей;
Поддерживать проявление потребности в получении информации и практическом применении
сведений о национальной культуре;
Вызывать чувство восхищения результатами культурного творчества представление своей и
других культур: (музыка, танцы, песни, литературные произведения, национальный
костюм, предметы декоративно – прикладного искусства и др.);
Способствовать становлению национального самосознания, принадлежности к определенной культуре;
Воспитывать чувство национальной самоценности, стремления к  утверждению себя как носителя национальной культуры;
Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к людям другой национальности,
социального происхождения, вероисповедания, пола;
Воспринимать другого человека как представителя определенной культуры;
Проявлять доброжелательного отношения к представителям своей и других национальных
культур; положительно направленного, познавательного интереса к носителям
национальной культуры;
Практического применения знаний о национальной культуре в разных видах  деятельности (музыкальной, речевой, изобразительной, трудовой, физкультурной, конструктивной, игровой);
Бесконфликтного поведения в общении с представителями других национальностей;
Проявление заботливого, уважительного отношения к культурным ценностям разных народов.
Содержание раздела
«Наш народ»:
Блок – «Русская традиционная культура и
история»
Избы, в которых жили
наши предки, окружались деревянными заборами. Рядом с избой возводились разные
хозяйственные постройки: хлев, где жили домашние животные; амбар, в котором
хранили зерно; баню, куда ходили мыться, стирать; колодец, где брали воду. То,
что располагалось во дворе, называлось подворьем.
Раньше люди, все, что было необходимо для жизни, делали своими руками. И избы сами строили. На это
уходило не мало времени и сил. Нужно было найти в лесу крепкие деревья (чтобы
изба стояла долго), спилить их, обрубить ветки, доставить бревна (срубленные
деревья без веток) к месту, где предполагалось построить избу, на лошадях.
Бревна складывали, плотно, прижимая друг к другу, - получали стены. В них
топором рубили окна. Затем из досок настилали потолок и крышу. Чтобы изба была
красивая, окна украшали наличниками, приделывали к ним расписные ставни,
пристраивали крыльцо. Одному человеку было сложно справиться – на помощь
приходили родственники, соседи.
Одежду и ткани люди в
давние времена изготавливали сами. Ткани выделывали из растений (лен) и шерсти
животных (коза, овца). Чтобы сшить рубаху, надо было посеять семена, дождаться
, когда они взойдут и вырастут растения, собрать их, размять, вымочить,
просушить, соткать материал, раскроить его, сшить. Чтобы получить шерстяные
вещи, нужно было состричь шерсть с животного, спрясть ее, связать.
Продукты, которые нашит предки употребляли в пищу, появлялись на их столе не сразу. Сначала нужно было твспахать землю, посадить клубни или посеять Семена; поливать, окучивать
растения; полученные плоды выкопать, собирать, хранить.
Чтобы работа получилась на славу, люди придумали много инструментов: лес пилили пилой, бревна рубили топором, траву косили косой, ткань ткали при помощи прялки и веретена.
Человеку приходилось много трудиться, чтобы питаться, одеваться…в этом ему помогала сама природа: с помощью деревьев топили печь, строили избы, делали мебель и игрушки; глину
использовали для приготовления посуды и свистулек; ягоды и грибы – для
пропитания; воду - для утоления жажды, стирки, мытья; растения – для лечения;
домашние  животные помогали во всех делах.
Человек был благодарен природе: берег ее, слагал о ней песни, сказки, потешки,
украшал деревья к праздникам, изображал природу в декоративном творчестве.
Со временем в избе стали появляться новые вещи: сундук, где хранилась одежда, ткани, украшения;
кровать на которой спали; различная утварь (блюдо, ваза, чашка, крынка, ушат
для воды, веник, туесок для сбора ягод, кузовок для сбора грибов). Человек
старался делать эти вещи красивыми: расписывали их разными узорами, выпиливал
на них фигурки, вырезал листья, цветы. И одежда со временем менялась: ворот, и
рукава рубашки украшали вышивками; на кокошнике у женщин стали появляться
бусинки, бисер; пояса расшивали узорами. Для праздников шили нарядную
(праздничную) одежду, для работы – повседневную (будничную). Женщины носили
длинные рубахи, сарафаны, платки, мужчины – рубахи и порты, подвязывали их
поясом. На ногах у мужчин и женщин  были
лапти.  С древних  времен женщины любили украшения: бусы,
серьги, кружева.  Зимой мужчины и женщины
носили теплые зипуны, валенки.
Наши предки любили праздники, задолго к ним готовились, и весело встречали. Когда созревала
капуста, ее собирали, солили, пекли пироги, делали пельмени, варили щи –
отмечали праздник «Капустки». Зимой праздновали Святки: колядовали, играли,
пели песни, играли, гадали. Прощаясь с зимой, делали соломенное чучело
масленицы, катали его на санях; пекли блины, ели их с маслом; брали снежные
крепости, играли в снежки; ходили друг к другу в гости, катались на лошадях, на
санках; прощаясь с Масленицей, сжигали ее чучело на костре. Весну встречали
закличками, зазывали птиц, пекли жаворонков из теста,  праздновали Сороки. Весной, когда зацветала
верба, отмечали вербное воскресенье. Веточкой вербы прикасались к каждому, кому
желали добра и счастья. На праздники пекли пироги, блины, квасили капусту,
мочили бруснику, клюкву, варили мед, кисели, пекли куличи, красили яйца.
Раздел  «Человек и родной город во время Великой
Отечественной Войне».
Блоки:
Человек
(итоговая ступень развития по этому блоку отражает наличие знаний о человеке,
собственной самоценности, как представителя определенного рода, национальности,
гражданина своего Отечества, становление чувства видового родового
национального достоинства);
Знакомство с историей (появление и
развитие человека на земле).
«Город в войне».
Безусловно, один из этапов в истории города Гурьевска – Великая Отечественная Война. В этот
сложный период в город направлялось огромное число людей, которые теряли своё
жильё. Более того, именно в Гурьевске изготавливали качественный прокат из
особой стали, используемый в авиационной промышленности. В Гурьевске
находилось два военных госпиталя.
Задачи:
В зависимости от возраста и уровня
развития детей сообщать элементарные сведения; формировать  первоначальные представления; уточнять,
дополнять, конкретизировать, обобщать знания; способствовать формированию
понятий:
О сущности человека как био-психо-социального существа (его внешние признаки,
различия между людьми разного возраста и пола; настроения чувства, переживания
человека; его поступки, взаимоотношения с другими людьми);
Об истории появления и развития отдельного человека, его связях с членами своей
семьи; о родословной, семейных праздниках, традициях;
О специфике взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, их настроениях,
эмоциональных состояниях, о способах взаимодействия с людьми разного возраста;
Об истории возникновения человека на земле,
его образе жизни в древности, о развитии труда, техническом прогрессе (средства
коммуникации, передвижения, условия быта);
Воспитывать интерес к истории цивилизации человека;
Воспитывать чувство восхищения достижениями человечества; чувства собственного достоинства,
ответственности, осознание своих прав и свобод;
Способствовать проявлению уважения к личным правам и достоинству других людей;
Воспитывать детей в нравственно – патриотическом духе;
Закреплять знания детей о том, как наш народ защищал свою Родину в годы Великой
Отечественной Войне;
Сформировать представления о празднике День Победы;
Раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне, объяснить ценность мира на
Земле;
Совершенствовать навыки передвижения и перестроения  под
музыку;
Воспитывать храбрость, мужество, стремление любить, беречь и защищать свою Родину;
Способствовать осознанию и необходимости помнить, какой ценой досталась победа в войне;
Воспитывать уважение к ветеранам, побуждать желание заботиться о них.
Содержание раздела
«Человек и родной город во время ВОВ»:
Блок – «Человек»
Человек – явление историческое. У каждого человека есть своя история. История – это
цепочка событий, происходящих в жизни любого. История есть у всех: у ребенка, у
города, у страны. Каждый когда-то появляется на свет, взрослеет, стареет и
уходит из жизни. Можно сказать, что история – это рассказ о том, что происходит
с кем-то в жизни. Люди часто говорят: «Я сейчас вам расскажу такую историю!»,
или «Со мной приключилась такая история!». Это значит, что они хотят рассказать
о каких-то событиях, которые для них важны и интересны.
История человека начинается с его рождения. Ребенок рождается у людей, которые любят
друг друга. У каждого человека есть папа и мама, благодаря которым рождается
человек. Ребенок рождается из маленькой клеточки, живет у мамы в животе. Когда
он появляется на свет, все очень радуются ему, а день, в который это
происходит, называют Днем рождения. Если бы на свете не было бы ни папы, ни
мамы, человек никогда бы не смог родиться. Поэтому все люди благодарны своим
родителям, что появились на свет: они стараются не огорчать маму и папу,
помогают им во всем, делают так, чтобы они побольше отдыхали, не болели.
Родители болеют и плохо себя чувствуют от огорчения, невнимания, долгой
утомительной работы. Дети, которые любят своих родителей, никогда не
капризничают, оказывают им помощь, делают подарки, не забывают поздравить с
днем рождения. Родители всегда старше своих детей, они много знают, все умеют.
Они очень любят своего ребенка, заботятся о нем и всегда делают так, чтобы ему
было хорошо: чтобы он был здоровым, быстро рос, интересно жил, много учился.
Поэтому родителей надо всегда слушать и делать так, как они советуют.
Когда ребенок подрастает он идет в детский сад, где его ждут няни, воспитатели,
другие дети. В детском саду дети много учатся: петь, рисовать, рассказывать
стихи и интересные истории. А самое главное, что происходит с человеком в этом
возрасте – он приобретает друзей. И бывает так в истории человека, что эти
друзья остаются с ним на всю жизнь. В детском саду ребенок учится общаться с
другими людьми: он познает то, как нужно вести себя в гостях, кино, на Дне
рождения; он учится  замечать
переживания, настроения других людей, старается сделать так, чтобы никого не
огорчать своими поступками.
После детского сада человек идет в школу. В школе у него появляются учителя, новые
друзья. В школе очень интересно учиться; ребенок много узнает о мире, о жизни,
много нового и нужного делает сам. Но в школе он не забывает о тех, кто был с
ним рядом в детском саду: поздравляет тех, кто о нем заботился, встречается со
старыми друзьями. Когда человек окончит школу, он становится взрослым и может
идти работать или учиться дальше. Взрослый человек заводит семью, у него
появляются дети, он любит своих детей и близких так же, как любили в детстве
его. Он заботится о своих старых родителях, работает, интересно отдыхает.
Взрослые люди много делают для своей семьи, для детей: строят дом, дачу, ремонтируют
квартиру, покупают новые вещи. Взрослые люди работают, у них есть разные
профессии: строитель, врач, учитель, парикмахер, воспитатель, писатель,
художник, животновод, шофер, тракторист, летчик, космонавт и много других. Если
бы взрослые люди не работали, человек не мог бы жить, потому, что ему
необходимо писать, лечиться, быть красивым, слушать музыку.
У взрослого много сил и времени уходит на работу. Когда взрослый человек стареет
он уходит на пенсию, отдыхает дома, ездит в гости, путешествует. Старый человек
не может много делать из того, что могут дети: ему трудно бегать, прыгать,
танцевать. Зато старые люди прожили долгую жизнь, много знают, много умеют, они
мудрые, к ним нужно прислушиваться, помогать во всем: переводить через дорогу,
уступать место в транспорте, поднимать оброненные вещи.
Человек живет долго, а, состарившись, умирает. Человека и после смерти помнят другие
люди. За всю жизнь он успевает сделать много хорошего. И чем больше радости он
принесет другим людям, тем больше живет о нем память. В жизни каждого человека
от рождения до старости происходит много событий, которые и составляют его
историю.
Каждый человек живет в доме и квартире, которые построены из кирпича, дерева, камня.
Прежде дома строили из других материалов. Когда-то люди жили в пещерах –
углублениях в горе; в землянках, специально выкопанных в земле; в избах,
построенных из дерева; в теремах, построенных из дерева или камня; в богато
украшенных дворцах; в каменных или деревянных домах, квартирах. Свет и тепло в
жилище человека тоже появились не сразу. В пещеры свет проникал с потолка;
ночью пещеру освещал костер. Огонь был очень важен для человека: благодаря ему
люди грелись, готовили пищу, освещали себе путь. В землянке люди для света
использовали лучину, грелись при помощи огня. В избе у людей были окна, но не
стеклянные, как сейчас, а из тонких, пропускающих тусклый свет, пленок, которые
получали из внутренностей животных. В избе люди строили печки. В теремах и
дворцах использовали свечи, большие печи для тепла и приготовления пищи. В
домах современного человека есть электрические лампочки, батареи отопления.
Для того чтобы обеспечить себя необходимым, раньше людям приходилось очень много
трудиться. Чтобы сшить одежду, накормить семью им, нужно было охотиться. Чтобы
работа была успешной, человек придумал разные приспособления: копья с
наконечниками из оленьих рогов; лодки, которые начало выдалбливались из стволов
деревьев; костяные иглы для шитья одежды. Для того чтобы выращивать растения,
человеку приходилось очищать лес, специально собирать и хранить зерна. Зерна
толкли, превращая их в муку, смешивали с водой и пекли лепешки.
Со временем человек придумал все новые приспособления и машины, при помощи которых
он мог добиться многого: люди стали делать ткацкие станки, на которых можно
было получать ткани для одежды; прялки, которые помогали получить нитки из
шерсти животных; гончарный круг, при помощи которого делали различную посуду;
борону для того,  чтобы вспахивать землю.
Они были настолько удобными и необходимыми, что дошли до наших дней. Сейчас
человек использует в своем труде современные машины, которые освобождают ему
много времени для отдыха: белье стирают в машинах – автоматах, разогревают еду
в микроволновых печах, пыль и мусор убирает пылесос. Человек создал многое с
давних времен, и он достиг большого уважения.
Для того чтобы работа выполнялась быстро и хорошо, человек использует разный
транспорт: грузовой, легковой, пассажирский, военный, специальный (пожарные,
милицейские машины, машины Скорой помощи); транспорт, который используется на
стройке (экскаватор, подъемный кран, бульдозер); в сельском хозяйстве (комбайн,
трактор).
Чтобы  люди лучше понимали друг друга, они придумали
разные правила. Мужчины обычно снимают шапки, входя в помещение. Этим они
показывают доверие хозяину. Когда-то воины носили шлемы. Чтобы показать доверие
другому человеку, они снимали их, показывая другим, что не ожидают от них
нападения. Каждое правило поведения жизни человека имеет свою историю,
проверенную многими годами общения людей друг с другом. Чтобы быть приятным
другому человеку, эти правила нужно выполнять.
Каждый человек чувствует себя хорошо тогда, когда он нужен другим людям. Люди доверяют
друг другу; они отвечают за свои слова, поступки; умеют доводить начатое дело
до конца, не подводя другого; не обманывают других напрасными обещаниями;
делают все дружно; радуются успехам друг друга. Каждый человек имеет право
говорить то, что он думает, отдыхать, когда устанет, заниматься любимым делом.
Нельзя мешать человеку, быть самим собой, нужно принимать людей такими, какими
они есть: один человек подвижный и веселый, другой тихий и незаметный, третий –
задумчивый и скромный. Но каждый человек живет среди людей и самое главное в
его жизни уметь с ними общаться.
Человек живое существо: он питается, дышит, двигается. Детей называют только по имени,
а у взрослых к имени прибавляют имя папы. Люди делятся на взрослых и детей,
взрослые – на молодых и старых, мужчин и женщин; дети – на мальчиков и девочек.
У людей бывает разное настроение. Его можно определить по лицу, голосу: если лицо
веселое, голос звонкий и радостный – настроение хорошее; если лицо грустное,
голос тихий – плохое. Когда у человека хорошее
настроение  он веселится, поет,
смеется; когда плохое – плачет, предпочитает одиночество. Человеку хорошо
тогда, когда его не обижают, внимательно слушают, называют по имени, ни чем, ни
огорчают.
Взрослые заботятся о детях. Чтобы вырастить, стать крепкими и здоровыми, ребенок должен
есть. Он еще не умеет готовить – это делают взрослые. Для этого у них есть
посуда, плита. А в древние времена ничего не было: человек собирал ягоды,
съедобные растения. В глубокой древности люди жили в пещерах, готовили пищу на
костре. Огонь от костра согревал их, отпугивал диких зверей. Чтобы добыть мясо
люди охотились, из шкур шили одежду, обувь. (Тех, кто охотился на диких
животных, называли охотниками).
Постепенно они приручили многих животных, которые стали домашними: собаки охраняли человека,
помогали ему охотиться, кошки ловили мышей, коровы и козы давали молоко, куры
несли яйца, на лошадях перевозили тяжелые грузы. Человек научился ухаживать за
животными выращивать их (люди, которые выращивают животных называются
скотоводами). Наши предки питались не только теми продуктами, которые получали
от животных, но и теми которые выращивали сами. Для этого они сеяли зерна,
поливали их, сажали разные растения, деревья. (Люди, которые обрабатывают
землю, ухаживают за посевами растений, называют земледельцами).
С тех пор прошло много времени, появились
города, заводы, магазины. Чтобы добираться до работы, встречаться с друзьями,
ездить за покупками, придумали машины. В них ездят сами (легковые), а в других
возят продукты, книги, игрушки (грузовые). Друзьям в других городах пишут
письма, посылают посылки, для этого нужна почта.
Люди делятся на знакомых и незнакомых. С незнакомыми без взрослых, разговаривать
нельзя, нельзя брать у них игрушки, конфеты, нельзя садиться к ним в машину.
Если незнакомый человек пытается заговорить с ребенком, нужно позвать
взрослого. Каждый человек хочет быть приятным для других людей: он здоровается
при встрече, прощается при расставании, благодарит за помощь, приносит
извинение за беспокойство; следит за своим внешним видом, вовремя приводит себя
в порядок, аккуратно ест, правильно пользуется столовыми приборами; благодарит
за еду; бережно относится к игрушкам, мебели; умеет самостоятельно раздеваться,
одеваться, аккуратно складывать свои вещи не обижает других людей, не капризничает.
Каждый человек рождается свободным и имеет равные с другими права. Все должны уважать
права и свободы друг друга.
Блок «Родной  город во время  ВОВ»
Перед войной Гурьевск жил такой же напряженной жизнью, как и вся наша огромная
страна. Люди честно трудились, заботливо растили детей. Обстановка в стране
была крайне тревожная. К порогу нашего большого дома все ближе подходила война.
До начала войны оставались считанные часы. Правительственное сообщение о
вероломном нападении фашисткой Германии на нашу страну было передано в полдень,
страшная весть с быстротой молнии разлетелась по округе.
Утром 23 июня 1941 года на площади перед заводской проходной собирались люди на
митинг. Горячо говорили рабочие, служащие, инженеры, заверяли о готовности в
любую минуту встать на защиту Отчизны, самоотверженным трудом помочь красной
армии разгромить врага.
С первых же дней войны во всем величии и трагической простоте проявилась душевная
красота советских людей, их патриотизм. На фронт добровольцами ушли более полутора
тысяч трудящихся городов и района.
Много лет спустя городской военкомат составил «Книгу – мемориал воинов, погибших и
безвести пропавших при защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 -1945
годов, призванных Гурьевским городским комиссариатом» в ней 5752 фамилии.

Раздел
« Природа родного края»
Блок
Человек и природа.
Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем – просто не возможно. На сегодняшний день
экологическая грамотность, бережное и внимательное отношение к природе стали
залогом выживания человека на нашей планете.
Дошкольный возраст – первый этап в развитии экологической культуры человека. В этом
возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается
эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируется основа
нравственно – экологических позиций.
Задачи:
·       - воспитывать гуманное отношения к природе (нравственное воспитание);
·       - формировать системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
·       - развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить ее);
·     - приучать детей участвовать в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
·       - понимать необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее
нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
·     - осваивать нормы поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в
быту;
·       - воспитывать проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения
оценить действия других людей по отношению к природе).
·       - Формировать у дошкольников основ культуры рационального природополь­зования.
Содержание
работы по блоку «Природа родного края»
Человек иприрода…
Философы, поэты, художники всех времен и народов
отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла
так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и
катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и
духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий
сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего,
как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его
миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого
проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего:
главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому
забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред
природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых
разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая
возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и
эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают
ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский),
почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания,
сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в
готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого
обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и
т.д.), а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и
навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими
птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно
вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему
живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции
более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь
и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и
взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и
возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое
отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот
почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве
с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного
отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста
практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного
общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного
эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной
похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует
дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Активное гуманное
отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей
осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей
красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из
необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к
природе.
Дети  доверчивы и непосредственны,
легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с
удовольствием манипулируют различными пред­метами. Они эмоционально реагируют
на добрый, нетороп­ливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и
действия. Их непроизвольное и непродолжительное внима­ние легко сосредоточить
любой новизной: неожиданным дей­ствием, новым предметом или игрушкой. Следует
помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не
могут сосредотачиваться на чем-то одном в тече­ние продолжительного времени -
им необходимы постоян­ная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый дол­жен
понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять
зрительный образ предмета и дей­ствия с ними - только в этом случае маленькие
дети начи­нают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологи­ческого
воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия
взрослого с ними:·      
мягкое,
доброжелательное общение, понимание состоя­ния детей, их переживаний,
вызванных, прежде всего отры­вом от семьи;
·       медленная выразительная речь, многократные повторе­ния одного и того же;
·       подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
·       частое переключение внимания детей с одного предме­та на другой, с одного вида
деятельности на другой;
·       использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
·       осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для
подражания;
·       частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Я считаю, задача педагога в работе с детьми младшего
дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и
животных как живых существ и их зависимости от условий жизни. Важным аспектом
экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование
понимания деть­ми специфики живого объекта, его принципиального отли­чия от
предмета (неживого объекта), формирования элемен­тарных умений
правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по
созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если
уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в
клетке — зерна и вода, березе на уча­стке — вода, а воробьям зимой — крошки
хлеба. Ознаком­ление с объектами природы, их частями, основными свой­ствами,
наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это
и есть формиро­вание первоначальных экологических представлений, кото­рые
являются основой правильного отношения к живым су­ществам, правильного
взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки
дифференцированного ви­дения объектов природы и возможности действовать с ни­ми.
Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой
«Юный эколог» является конеч­ным результатом, показателем экологической
воспитаннос­ти, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и ак­тивном
участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание
необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая
деятель­ность должна быть окрашена положительными эмоциями ма­лышей, активным
восприятием всего того, что говорит и де­лает воспитатель.
Важное место в технологии занимает игра — несложна
сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им.
Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты
которых обыгрываются с детьми.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические
моделирующие действия, когда я
изображаю  руками форму, размер,
высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко,
длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Затем прошу  детей руками сделать то же самое - движения и
действия подкрепляю то, что видят глаза и что обозначено словом. Я  осторожно ввожу   игру как метод экологического воспитания. В
этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей
деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и
хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено
экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок
«Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки
Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На
занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то
о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой.
Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих
операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине)
коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и
звукам.
Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно
устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Заключение
Я считаю, что Любовь к Родине  большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. Только совместное взаимодействие детского сада, семьи, объединенных в одну образовательную  систему, позволит воспитать у ребенка чувство гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Все это поможет в  дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Итак, главной задачей воспитателей в детском саду я  считаю, закладывание  основ духовной нравственности, формирование активной жизненной позиции и творческого потенциала. Раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знания о культуре, это проживание в ней, и ее традициях.
Нельзя не сказать о важности развития речи, хотя бы мы предполагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку. Для занятий с детьми мы отбираем литературные произведения по степени их доступности для данного возраста, по нравственным и литературно-художественным качествам.
Наша задача – раскрыть духовный и  нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы предаем большое значение расширению словарного запаса детей путем объяснения им незнакомых слов, их происхождения и исторического значения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год