г.Нижний Новгород МБДОУ ЦРР Детский сад №11 Морозова Г.И.
Путешествие в историю.(стремительная музыка) Под музыку появляется князь Юрий Всеволодович Долгорукий.
Князь: - Ой, куда это я попал? Это вовсе не мое княжество. (осматривается) Э – э – э, сколько здесь детушек – ребятушек, но они как то странно выглядят Неужели это снова проделки машины времени? Да ну и бог с ней! Здравствуйте ребятушки, Мои, вы, касатушки! Дети: - Здравствуйте. Князь: - Узнали вы меня, аль нет? Дети: - Узнали. (или нет) Князь: - Да, я великий князь русский – Юрий Долгорукий. Отвечайте своему князю скоро – наскоро, перво – наперво, в какой град неведомый принесла меня машина времени? Награжу я вас за это подарками княжескими, знатными – не поскуплюсь! Дети: - В Нижний Новгород! А мы, князь, стихи знаем о Нижнем Новгороде - вот послушай!
Там где в волгу Ока Нашей Руси река Свои тихие воды вливает И весенней порой Быстротечной волной Далеко берега заливает На просторных холмах, На высоких горах Нижний Новгород Наш расцветает 2-ой ребенок: Это вовсе без края просторы, Где цветет полисадник любой Нижний Новгород, Дятловы Горы Ночью сумрак чуть – чуть голубой Князь: - Что я слышу?! Ужель я в Нижнем граде? Ушам своим не верю! Ой, а что это еще за штуковина диковинная? (увидел телевизор) Дети: - Телевизор! Князь: - А для чего он нужен то? Дети: - Для того чтобы смотреть разные передачи. Князь: - Интересно что за передачи, включайте же скорее! Я сейчас вам помогу. ( просмотр кассеты с видами города, Кремля) Князь: -Да, красив город, красив! А вы значит люди живущие в нем? Дети: - Да! Князь: - А как же тогда вас звать – величать? Дети: - Нижегородцы. Князь: - Так скажите - ка мне – расскажите, дорогие Нижегородцы, чем ваш город то славен? Дети: - Здесь много площадей, парков, театров, памятников. 1) Площади: Минина, Ленина, Горького 2) Театры: Комедии, Кукольный, ТЮЗ 3) Памятники: Минину, Горькому, Кулибину. Князь: - И за что это сей людям памятники поставили? Дети: - Потому что они прославили своими делами не только свой город, но и Россию.
Князь: - Как все у вас интересно! Хорошо вы мне рассказали и показали свой город. А что – нибудь о возрасте своего города вы знаете? Как вы думаете молодой он или старый? Дети: - Старый! Князь: - А как еще точнее можно сказать о возрасте города? Дети: - Древний! Князь: - Да? Древний? А что это значит? Дети: - Это значит, что он возник очень давно! Князь: - Совершенно верно, и я был тогда еще не стар, но у меня было все иначе. Хотите узнать как? Дети: - Хотим. Князь: -Есть у меня волшебное кольцо, оно-то нам и поможет! Я поверну кольцо, а вы закройте глаза и повторяйте за мной. Дети: - Крибле…. Крабле… Бумс… (играет музыка.) Князь: - Вот, други мои, теперь и вы у меня в гостях, в моем Нижнем Новгороде, в те времена! Когда я узрел, красоту этих мест и возвел град на Дятловых горах и назвал его Нижним. А угадайте ка вы, детушки мои, чем глянулось мне это место? Почему я здесь решил град построить? Дети: - Потому, что на горе (высоко, далеко видно не идет ли враг) Рядом реки: Ока и Волга (вода и рыба) Кругом леса (много дичи, грибов, ягод) Корабли торг ведут с другими княжествами. Князь: - Ух, и догадливые же вы, други мои Да,… и поселился там народ трудовой, да княжеский. И любил тот народ трудиться Но умел и отдыхать, игры да забавы проводить. А вы любите играть? Дети: - Да! Князь: - В те времена что нападали на людей дикие звери, леса то были дремучие. И представляли люди врага в виде дракона, поэтому и придумали такую игру, Она так и называлась «Дракон». Посоветуйтесь кто будет головой дракона?
Игра «Дракон» (музыка) А я вам помогу: Раз, два, три, начни! Догнала голова хвост, победили врага Нижегородцы. Князь: - А (тем временем) врагов было много, нападали они с Запада и с Востока, с Севера и Юга. И стали люди строить стены Кремлевские, укреплять свой город. Я принес вам тут карточки-схемы, Хочу проверить какие вы смекалистые, да быстроумные. (нужно разложить карточки по порядку как строился Кремль) (логически – интеллектуальная игра «Что сначала, что потом») - А помните ли вы сколько башен в Нижегородском кремле? Дети: - 13. Князь: - Сейчас проверим. У меня вот сохранилась план-карта тех времен, но на ней художник не успел зарисовать все башни. Давайте поможем ему, восстановить недостающие. Дети: - Давайте. (работа с план-картой, выставляют и называют башни) Князь: - Ой, вы, детушки разумные, помогли-таки восстановить Кремль. Много башен Кремля. А какая самая главная? Дети: - Дмитриевская. Князь: - А почему? Дети: - Самая большая, стоит в центре города, широкий вход. Князь: - Молодцы, други мои, вы внимательно рассмотрели Дмитриевскую башню, а не заметили ли вы в ней чего особенного? Дети: - Символ города – олень. Князь: - А почему олень, а не другой зверь, не поведаете мне? Дети: - 1 лег. - 2 лег. Князь: - Знать правильно люди придумали изображать оленя? Дети: - Да, он спас город от гибели. Князь: - Ох, быстроумные мои, пришло время наградить вас, А наградой будут кулончики с эмблемой города. + (награждение медальками) Дети: - Спасибо! Князь: - Ну, дети мои, отроки людские, отвечайте Князю Юрию А какая из башен, самая легендарная? Дети: - А мы не только расскажем, но и покажем.
Инсценировка «Почему татары не пошли на Нижний»
«Это было в Нижнем городе Сказ мой быль, не то что небылица Раз к реке Почаине за водой Вышли утром красны девицы» (звучит русская народная мелодия) Выходят девушки с коромыслом, идут по кругу, выстроились в линейку, кружаться, зачерпывают водицу. (тревожная музыка) Скачут татары, девушки встают к речке спиной и обороняются. Дуня: - Прочь от сюда Что пришли Вам нешто здесь дорога Сунься только, там и разнесу, Унесете еле ноги! (татары совещаются) - Обуяло страхом татарье Развело поганое руками Коль все такие девки там Где уж нам, управится с парнями? - За мной! (скачут назад) Князь: - Вот какими храбрыми были защитники города. И не сунулся враг в Нижний – испугался! Князь: - Ой, вы, молодцы, мои детушки Как потешили вы душу Князя русского, Князя русского , да Великого. Оставайтесь ка вы при моем дворе, зачем возвращаться в ваш город – град? Дети: - Не можем, нас там мамы и папы будут ждать. Князь: - Ну, тогда уж так, Сослужите вы мне службу добрую Службу добрую, да навечно. И постройте ка мне красивый Кремль Да такой, чтоб сердце радовал И оставьте ка вы мне его на памяти! А за это я вам дарю калач. Сдобный, да вкусный И книгу такую вот ценную Об истории нашего города и России А колечко свое волшебное оставляю Чтоб помогло оно вернуться вам к мамочкам До свидания, детушки, До свидания, милые! (уходит) Дети: Строят из разного материала Кремль (пластелин, конструктор) каким они видят его если бы были художниками.
|