Онищенко Е.Ю., воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ детский сад № 10 «Светлячок» В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Основными задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются: - формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; - формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России; - воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы; - воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в нод, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Педагоги нашего дошкольного учреждения разработали тематические недели, посвященные ознакомлению детей с героическим прошлым старооскольцев в годы Великой Отечественной войны к 5 февраля ( освобождение города Старый Оскол ), к 9 мая ( День Победы), к 5 августа ( город Белгород освобожден от немецко-фашистских захватчиков), для каждой возрастной группы. Перед этими праздниками проходит методическая подготовка, в ходе которой педагоги изучают периодические издания и пособия; проводится анкетирование среди педагогов и родителей; выявляются знания в данной области, которыми обладают наши воспитанники. В течение этих недель проходит знакомство детей с произведениями о Великой Отечественной войне, организуются встречи с ветеранами, экскурсии к памятникам. Большое значение в воспитании патриотизма имеют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, рассказы которых в сопровождении иллюстраций, атрибутов, фронтовых писем помогают осмыслить величие подвига, совершенного русскими людьми в суровые дни войны. Мы стараемся научить детей выражать ветеранам свое уважение и признательность: к торжественной встрече оформляем в группах стенгазеты или «боевые листки» с рассказами о подвигах и наградах родных, близких. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно–близких людей. Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг» необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дает возможность познакомить их с памятниками Великой Отечественной войны, находящимися в любой части нашего города. Это мемориальный комплекс "Атаманский лес", построенный в память погибших в ходе обороны Старого Оскола и освобождения города от германско-венгерских оккупантов; памятник женщинам-железнодорожницам в память о строительстве «Дороги мужества»; памятник генералу Н. Ф. Ватутину; памятник воинам-интернационалистам; памятный знак в честь погибших моряков Российского флота ; памятник депутатам Казацкого сельсовета, расстрелянным во время немецко-фашистской оккупации; памятник железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; 17 героям — бронебойщикам; памятный знак «Скорбящая мать». Наше дошкольное учреждение расположено в северо-восточной части города Старый Оскол, где находятся памятники маршалу Г.К.Жукову, Аллея Славы Старооскольцев — Героев Советского Союза, Стела «Город воинской славы». Экскурсии и прогулки к этим памятникам дают возможность на ярких примерах показать детям тот героизм, который проявил наш народ, защищая свою Родину. Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений «Улицы героев войны в моём городе» С. Журахова, «Старый Оскол» Никулова А. П. дети сопереживают персонажам ,волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и и национальностей. Стихи о Великой Отечественной войне Сахарова А.М. «Души моей очарование» , «Вот эта огненная Курская Дуга», «Старооскоольцы не забудут эту дату», «Май сорок пятого народы не забудут» являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат , защищавших Оскольский край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее. Не менее важной формой воспитания детей является патриотическая песня. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. При знакомстве с песнями на тему Великой Победы «День Победы» музыка Д.Тухманова. сл. В.Харитонова, «Вставай, страна огромная» музыка и слова В. Лебедева-Кумача , дошкольникам раскрывается величие подвига советского солдата. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. К праздничным датам организуются выставки рисунков на военные темы: «С чего начинается Родина», «Сражение под Старым Осколом», «Салют Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир». В рисунках отражаются все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны . Знание истории родного города, страны, необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В своей книге «Земля Белгородская в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 годы» С.В. Муравленко говорит что «Как гражданин, общественный деятель и просто как русский человек, считаю своим личным долгом всемерно способствовать увековечиванию светлой памяти погибших в годы Великой Отечественной войны». Работа по формированию исторического сознания молодого поколения «Все это – лишь капля нашей благодарности в море человеческих жизней, отданных за свободу и независимость любимой Родины. Мы всегда должны помнить о том, что каждая пядь белгородской земли обильно полита кровью ее освободителей и мирных жителей. Мы обязаны сохранить правду и память о них в благодарных сердцах наших детей». Литература 1. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007 2. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006. 4. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007. 5. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. - М., 2008. 6. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006. 7. Улицы героев войны в моём городе / Журахов С., - Юный краевед, - 2010. 8. Старый Оскол / Никулов А. П., - Курск, - 1997. 9.Души моей очарование / Сахаров А.М., - Старый Оскол, -2003. 10. Земля Белгородская в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 годы / Муравленко С.В., - Белгород, - 2011.
|