Рекомендации для воспитателей в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Успех». Познавательная информация для воспитателей. В соответствии с целями и задачами данной программы, дети «овладевают обобщенными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли». Обращаясь к вековым традициям русского народа, на примере былинных героев и происходит «закладка» в ребенка положительных черт русского характера. Конец X века – знаменательное время в истории Русского государства. После многочисленных войн, после трудной поры междоусобных раздоров Россия познала относительный покой. В княжеской гриднице Владимира Святославича проходили пиры, на которых решались государственные дела, задумывались новые походы, вершились судьбы земли русской. Но, кроме обильного угощения и деловых бесед, славились княжеские пиры искусством певцов –сказителей, которые под аккомпанемент гуслей слагали тут же, на пиру, величальные песни-славы, вспоминали были давних лет. Истоки былин – в величальных славах и песнях, родившихся в среде княжеской дружины. Но именно народ создал и сохранил былины, в которых наделил своих героев мудростью, храбростью, ловкостью, силой, бодростью и оптимизмом.
Добрыня Никитич – могучий, честный, прямодушный, верный в дружбе и любви, «вежливый – увежливый» богатырь, Илья Муромец – народный идеал героя - воина, Алеша Попович – сильный, доблестный, хитрый и веселый богатырь. В старину богатырские подвиги воодушевляли людей, редкий из мальчиков не играл в богатырей. Все в богатырях и в их деяниях величаво, крупно, размашисто, широко. Былинного богатыря отличает величайшая физическая сила: он и ест и пьет, как существо необыкновенное; рубится с недругами по двенадцать дней и ночей, так, что враги валятся, как подкошенная трава. Былинные герои не теряются перед опасностью, нахлынувшая беда не застает их врасплох, подвиги они творят не ради корысти, а во имя справедливости, мира, ради самой Руси и ее народа. Былины – жанр русских песен – сказаний. В них доминантой является текст. Музыкальная интонация подчиняется слову, его рифме, метру, ритму. Былинные напевы речитативного склада тесно связаны со структурой стиха и строфы. Былинный сказ петь совсем непросто, так как это свободная речь человека, произносимая нараспев. Действия в былинах разворачиваются медленно и спокойно, часто повторяются одни и те же эпизоды. Особенно любимо народом троекратное повторение. Например, Садко трижды играет в гусли на берегу Ильмень-озера и трижды от его игры вода колеблется. Пение былины успокаивает слушателя, гармонируя с мирным повествованием о событиях далекой истории. Красоту напевов давно оценили композиторы и использовали их в операх, симфонических произведениях. «Первая песня Баяна» М.Глинки из оперы «Руслан и Людмила» - ведает нам о преданьях старины глубокой. «Богатырская» тема присутствует в цикле «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского. В музыке «Прогулка», «Богатырские ворота» - богатырский образ носит обобщенный характер. Музыка отличается праздничной торжественностью, передающей мощный характер киевских «Богатырских» ворот и одновременно – силы, величия, таланта и душевной красоты создавшего их народа. В «Сказке о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова (вступление ко 2 картине 4 действия) « Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя , Тридцать три богатыря!» музыка рисует нам твердую поступь прекрасных, статных молодцев, идущих из волн морских. Сказочные музыкальные звуки передают нам удивительную морскую картину с богатырями, которую легко представить. Слушая фрагмент из второй «Богатырской симфонии» А.П.Бородина, представляешь образ Древней Руси, ее бескрайние степи, богатырские заставы, весь поэтический мир далеких веков. Но не только история «звучит» в музыке Бородина – она, по словам Б.Асафьева, «возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь». В опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова образ Садко – гусляра яркий, необычный, сказочный. Все средства музыкальной выразительности направлены на создание красочной музыкальной картины. Многие музыканты назвали оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия.
Рекомендуемые планы-схемы организации событий в соответствии с образовательными областями программы. Тема « Ты откуда, былина, к нам пришла?» 1. Показать на слайдах исполнение фольклорными коллективами русской песни, хоровода, частушек, плясок, игр. Задача детей – назвать музыкальный жанр. Последним слайдом показать кадр из м/ф, где сказители-старцы играют на гуслях и поют былину. 2. Выяснить у детей, что они знают о былинах и о русских богатырях. 3. Прослушать Первую песню Баяна (из оперы «Руслан и Людмила М.И.Глинки). Знакомство с гуслями. 4. Рассмотреть иллюстрации в книгах – битвы, сражения войск русских. 5. Прочитать былины по выбору воспитателя или желанию детей. Рисование наиболее интересных сюжетов былины. 6. Подвижная игра «Я – богатырь!» (использовать кегли и мяч) задача игрока: сбить мячом – «палицей» как можно больше кеглей – «врагов». Тема: «Богатырская наша силушка» 1. Прослушать отрывки былин «Садко», «Алеша Попович и Тугарин», «Илья Муромец и Соловей- разбойник» (аудиокассета «Золотая коллекция», Весть- ТДА, Москва, 1999). Назвать богатырей. 2. Показать иллюстрации из книг – русских богатырей, рассмотреть их доспехи – шлем, кольчугу, сапоги, плащ, меч и щит. 7. Игра (подвижная в командах) «Кто быстрее соберет богатыря на битву с Соловьем-разбойником». Задача: из предложенных частей одежды (нарисованной на картоне) выбрать доспехи для богатыря. 8. Игра « Составь богатырское меню». Задача: из предложенных иллюстраций продуктов или блюд составить обед для богатыря. 9. Богатырские состязания. Тема: «Музыкальность былин» 1. «Богатырские ворота» М.П.Мусоргский – прослушать сюиту, побеседовать о содержании. 2. Построить из строительного материала «Богатырские ворота». 3. «Богатыри» из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане». Под музыку предложить мальчикам надеть заранее изготовленные шлемы, подойти к воротам. 4. Каждый мальчик должен придумать себе богатырское имя. «Чем славен богатырь» - каждый мальчик показывает спортивное упражнение или гимнастическую фигуру. 5. «Закончи пословицу». Задача детей – вспомнить пословицу и правильно ее закончить. - Один за всех… /и все за одного/; - Всякому мила … /своя сторона/; - За правое дело… /стой смело/; - Нет друга – так ищи, а … /найдешь – береги!/ Тема: « Куда путь держать?» 1. Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» муз. А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. Воспитатель и дети собираются возле волшебного камня, который указывает им путь-дорожку: «Налево пойдешь – к Соловью-разбойнику попадешь, направо пойдешь – к Морскому царю попадешь, а прямо пойдешь – ни жив, ни мертв будешь, чудеса увидишь!» 2. Дети выбирают путь. Если выбрали дорогу к Соловью разбойнику, то подходят к ширме кукольного театра. Появляется игрушка кукольного театра Соловей – разбойник. Он говорит о том, что привык биться с богатырями, а тут – ребята, но все же вызывает их на битву, предлагая разные задания: «Попади в цель», «Отгадай загадки», «Перетягивание палки в парах», «Бой подушками». 3. Если путь лежит к Морскому царю, значит нужно помочь Садко –гусляру выбраться из волн морских. Морского царя тоже можно взять как игрушку кукольного театра. Морской царь пробует «заколдовать» детей, превратив их в рыбок. Звучит «Пляска златоперых и сереброчешуйчатых рыбок» из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Садко». Дети импровизируют танец. Морской царь дает задание – определить звучание гуслей. Дети прослушивают несколько близких по звучанию музыкальных инструментов и угадывают гусли. Следующее задание – по тексту былины «Садко» (вопросы по содержанию). 4. Дети идут по направлению «ни жив, ни мертв будешь, чудеса увидишь» Здесь подготовить показ отрывков из мультфильмов о чудесной силе богатырей. На Руси очень любили богатырей. А как их было не любить? Они бились с врагами во имя спокойствия и благополучия Руси, защищали родную землю от всех, кто посягал на ее свободу и независимость, служили ей без корысти. Вопросы к детям: «А вам нравятся богатыри? За что вы их полюбили? А хотите ли вы быть похожими на руских богатырей? Как такими стать?».
|