Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Методическая разработка совместной образовательной деятельности» «ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ!»
Патриотизм детям
Автор: Горышина Валентина Александровна,   
20.04.2015 07:19

«Методическая разработка совместной образовательной деятельности» «ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ!»«Методическая разработка совместной образовательной деятельности» «ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ!»

МБДОУ «Детский сад «Омский»

Подготовила: Горышина Валентина Александровна, воспитатель г. Омск — 2015

Актуальность:

«Человеку никак нельзя жить
без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

 

Так же, современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному городу, Родине, так как рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры малой Родины, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Дети должны знать и понимать геральдические символы своего государства и своей малой Родины.

Педагогическая проблема, решаемая в процессе совместной образовательной деятельности: не все дети знают историю своей страны, своего родного края, историю русского и коми народа, историю своей семьи, не ценят все то, что связано с родным краем и культурой своей малой Родины.

Цель: Развивать у детей подготовительной группы чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

  • формировать гражданско-патриотические чувства
  • формировать уважительное отношение к государственным символам
  • закрепить понятия о Родине малой и большой
  • учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения
  • расширять словарный запас
  • развивать внимание и память – узнавать на картинках флаги и гербы
  • развивать выдержку, умение соблюдать правила игры
  • развивать память, сообразительность, находчивость
  • воспитывать у детей любовь к Родине

Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество».

Материалы:

  • глобус
  • изображения президента РФ, гербов и флагов
  • фотографии с видами страны, Омска, п. Омского
  • вырезки из журналов, 2 ватмана, клей
  • слайды «Родные просторы»
  • значки с изображением села
  • сердца по количеству детей
  • аудио записи.

Предварительная работа:

  • беседы о российской символике
  • чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине
  • чтение художественных произведений
  • рассматривание фотографий городов
  • выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба России
  • экскурсия по социальным объектам села.

Методы и приёмы: игровые, словесные (вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово), наглядные, практические.

Ход СОД:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и раскроем тайну нового слова. Вы готовы узнать тайну? (ответ детей)

- Но сначала давайте вспомним одно знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Это слово «родная». Есть мама, которая дала ему жизнь, — это самый дорогой и близкий ему человек. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. У всех людей есть еще самое дорогое — это родная страна.

- Давайте поиграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной» подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным? (мама, папа, брат, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, детский сад, страна, город...)

-Замечательно подобрали. А сейчас послушаем, как это слово может звучать в стихотворении (читает стихотворение ребенок).

Дети садятся полукругом, ребенок читает стихотворение:

Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!

Кто она? Отвечу я-
Родная мамочка моя!

- Какая мамочка? (Родная)

- Давайте ещё раз скажем нежно и ласково: — родная мамочка! (дети повторяют)

- А «родная сторона» как вы думаете, что это? (ответы детей)

- Верно, ребята. Итак, «родная сторона» — это место, где мы родились, живем, где все родное.

- А как по-другому назовем это место? (Родина).

Воспитатель читает стихотворение З. Александровой «Если скажут слово Родина».

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Аудио запись М. Бернес «С чего начинается Родина». Приложение 1

- Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

- Да, наша Родина — Россия! Давайте послушаем стихотворение о России.

Чтение ребенком стихотворения В. Гудимова «Россия, Россия, Россия»

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

- Посмотрите ребята на глобус. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает).

- Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)

- Как зовут президента нашей страны?

- Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн)

- Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России – Приложение 2)

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

- А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России – Приложение 3)

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

- А что же такое гимн? (Гимн — это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. (Приложение 4)

- Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети:

Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить.
Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

- Давайте немного отдохнем и сделаем музыкальную физкульминутку в наше долгом путешествии.

Физкультурная разминка под песню «Я, ты, он, она» — Приложение 5.

- А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)

- Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина. Послушайте стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» (читает ребенок)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется место, в котором мы живём? (п. Омский).

- Многие Омские поэты, художники, писатели, посвятили малой родине свои стихи, картины. Давайте посмотрим, какие памятные места есть в нашем поселке?

Просмотр слайдов «Родные просторы» — Приложение 6, аудиозапись С. Безруков «Отчего так березы…» — Приложение 7

Игра «Как называется этот дом?»

- Предлагаю вам поиграть в игру: «Как называется этот дом?». Делимся на две команды, кто быстрее отгадает, что это за здание и поднимет его фото и назовет его, тот считается победителем.

  1. Как называется дом, в котором вы находите, когда родители на работе? (детский сад)
  2. Где больных осматривает врач? (ФАП – фельдшерско-акушерский пункт, больница)
  3. Как называется учреждение, в которое дети ходят с портфелями? (школа)
  4. Где люди покупают продукты и другие товары? (магазин)
  5. Как называется здание, в котором люди смотрят концерты? (Дом Культуры)
  6. Как называется учреждение, где мы отправляем или получаем письма и посылки? (почта)
  7. А куда мы приходим за интересной книгой? (библиотека)
  8. Любимое место всех спортсменов? (стадион)

- Наш поселок большой и у него есть свои богатства. Какие? (леса, поля, различные административные здания, добрые талантливые люди и т. д.)

-Верно, всё это богатства нашей Родины. Давайте представим нашу малую Родину (дети составляют коллаж из фотографий, открыток, рисунков).

- Молодцы! Вы хорошо потрудились! Каждый из вас будет награжден значком с эмблемой нашего села (награждение детей значками с изображением села).

- Я приготовила вам маленькие сердечки, это наша любовь к малой Родине. Предлагаю каждому взять сердечко и сказать лишь одно слово, за что мы любим свой поселок.

Д/Игра «Возьми сердечко и скажи словечко»

- Спасибо, ребята за добрые слова нашей малой Родине. Свои сердечки, свою любовь возьмите с собой.

- Недаром говорят: «Русский человек без родины не живет». Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину — на чужбине, и сначала кажется ему все новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку.

Итог занятия:

- Вот наше путешествие и подошло к концу. Что нового мы узнали? Тайну какого слова открыли? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

- Почему вы любите свою малую родину (Ответы детей.)

- Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше? (Ответы детей.)

- Дорогие ребята! Любите свою родину — большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции. А за то, что вы так много знаете, вам в награду значки жителей п. Омский с нашей эмблемой.

Литература:

  1. Бацина Т.В. Воспитывать любовью к своему краю// Школьная библиотека. -2005. -№3.
  2. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001.
  3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4.
  4. Романовский С., Родина. — Москва, Издательство «Детская литература», 2001.
  5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада // Сост. З.Я. Рез., JI. M. Гурович., Л.Б. Береговая. / Под ред. В.И. Логиновой. М.: Просвещение, 1990.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год