Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мини-Музей «Город Пермь: от А до Я»
Патриотизм детям
Автор: Никулина Александра Борисовна   
20.04.2015 13:10

Мини-Музей «Город Пермь: от А до Я»Мини-Музей «Город Пермь: от А до Я»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр развития ребенка — детский сад № 144»

Разработала: Никулина Александра Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории Пермь, Орджоникидзевский район 2014 г.

I. Паспорт проекта.

  1. Название проекта «Город Пермь: от А до Я»
  2. Номинация «Город – это мы!»
  3. Автор проекта Никулина Александра Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №144»
  4. Исполнители проекта Дети, родители, воспитатели подготовительной группы
  5. Сроки реализации проекта С 1 февраля по 27 мая 2014 года
  6. учреждение Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №144» г.Перми
  7. Юридический адрес учреждения г.Пермь ул. Пархоменко, 6
  8. Телефон учреждения
  9. Электронная почта учреждения vikasad@mail. ru
  10. Заведующий МАДОУ Останина Людмила Владимировна
  11. Аннотация проекта В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.

Скачать конспект

Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта, является систематизация знаний о родном городе.

Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, создание развивающей среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, проведение экскурсий, проведение фотоконкурса. Итоговым продуктом проекта является разработка иллюстративного методического пособия для дошкольников «Город Пермь: от А до Я», дидактической игры (пазлы), создание одноименной страницы в социальных сетях, выпуск календарей к юбилею города.

II. Содержание проекта.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими Пермь. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Перми.

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной для детей дошкольного возраста.

Гипотеза

Проживая в городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало о них знаем.

В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, которые известны всей России. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, народах и промыслах; будут знать имена тех, кто основал и прославил город и край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Концептуальные основы проекта

МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 144» реализует программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство», разработанную на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга. Данная программа предполагает достаточно активное знакомство детей с родным городом, с его историческими и культурными ценностями. Авторы программы рекомендуют знакомить детей с городом, в котором они проживают, т.е. заменить данный блок региональным компонентом.

Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.

К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой…, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится…»

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Пермью в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат проекта – методическое пособие азбука пермяка «Город Пермь: от А до Я».

Проект – долгосрочный, рассчитан на 4 месяца

Цель: формирование у детей и родителей устойчивого интереса к культурным ценностям города, чувства уважения к его жителям, гордости от осознания принадлежности к жителям Перми через участие в фотоконкурсе «Мой город – Пермь»

Целевая группа проекта – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и их родители.

Задачи.

  1. Разработать положение фотоконкурса «Мой город – Пермь»
  2. Сформировать детскую и родительскую компетентность по данной проблеме.
  3. Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений», дополнить его региональным компонентом.
  4. Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.

Прогнозируемый результат.

  1. Проведен фотоконкурс «Мой город – Пермь».
  2. Создана страница в социальных сетях «Пермь: от А до Я».
  3. Обогащенные и систематизированные знания детей достопримечательных мест города, района. Сформирован устойчивый интерес к изучению истории родного города.
  4. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  5. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данной теме — азбука пермяка «Город Пермь: от А до Я».

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую мотивацию в вопросах изучения истории, культуры города Перми, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя пермяком. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Мы считаем данный проект универсальным, его возможно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. В его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Перми доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города,
  3. Мотивирование детей и родителей на работу по проекту.

Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета (см. приложение 3), вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей.

С целью выявления уровня знаний и представлений детей была разработана методика диагностирования и диагностическая карта для фиксации полученных результатов (см. Приложение 2).

II этап – основной, включает в себя:

  1. разработку положения о фотоконкурсе (приложение 1).
  2. участие в фотоконкурсе «Мой город – Пермь»
  3. еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом

Программы «Детство» (региональный компонент)

4) совместные мероприятия с семьями воспитанников,

5) экскурсии по району, городу,

6) пополнение развивающей среды

7) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников

8) создание страницы в социальных сетях «Город Пермь: от А до Я»

9) выпуск методического пособия для дошкольников — азбука пермяка

«Город Пермь: от А до Я».

В группе введено в сетку занятий дополнительное занятие по краеведению (1 раз в неделю). Занятия проводит воспитатель в соответствии с перспективным планом.

Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности были организованны краеведческие мини-центры. Мини-центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр.), так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материалы мини-центров постоянно пополняются, изменяются. Развивающая среда полностью соответствует требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.

Кроме того, регулярно демонстрируются семейные коллекции и коллекции сотрудников детского сада (коллекции камней, самодельных кукол, сувениров и т.д.).

Одним из результатов работы по изучению истории родного города станет методическое пособие, созданное совместными усилиями детей, родителей и педагогов — азбука пермяка «Город Пермь: от А до Я»

III этап – итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. подведение итогов фотоконкурса
  3. детско-родительская конференция
  4. выпуск пособия азбука пермяка «Город Пермь: от А до Я»
  5. выпуск дидактической игры (пазлы) по теме проекта

6)выпуск календарей на 2014год с изображением достопримечательностей

города

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к завершению проекта.

Перспектива развития проекта: дальнейшая работа воспитателя с детьми по методическому пособию азбука пермяка «Город Пермь: от А до Я»

Формы и методы работы с детьми

  • Занятия, беседы
  • Фотосъемка
  • Чтение художественной литературы
  • Слушание аудио. Просмотр видео
  • Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки
  • Викторины, досуги
  • Театрализованные представления
  • Встречи с интересными людьми
  • Дидактические, с/ролевые игры и т.д.
  • Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности
  • Выставки творческих работ детей

Формы и методы работы с родителями

  • Консультации
  • Детско-родительская конференция
  • Дни открытых дверей
  • Конкурсы
  • Организация фото и видеосъёмок
  • Тематические праздники
  • Экскурсии в музеи города
  • Целевые прогулки к достопримечательностям города

Обеспечение проекта

  • Картины, альбомы, иллюстрации, карты
  • Фотоаппараты
  • Мультимедиапроектор, компьютер
  • Дидактические игры
  • Исторические документы, фотографии
  • Аудио, видео диски о городе
  • Методическая, краеведческая, художественная литература
  • Буклеты, наборы открыток
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год