Конспект НОД «В гости к хантам» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Ткач Мирослава Михайловна | |||
22.07.2015 18:24 | |||
Конспект НОД «В гости к хантам» Ход занятия. В.: Сегодня по дороге в детский сад я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка) Он дрожал и плакал. Мне стало, жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем городе. В.: И откуда в нашем городе появился олененок? Как вы думаете, ребята? Возможные ответы детей: в нашем северном крае живет народ ханты, который разводит оленей. Наверное, этот олененок заблудился и, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, оказался в нашем городе Сургуте. Какие вы молодцы! И как я сразу не догадалась! А как же нам помочь олененку, в его беде? (отправить его домой, к хантам) А разве можно его одного отправлять в лес? (Нет)
Почему? (он еще маленький, снова заблудиться, хищные звери его могут съесть) И как же нам тогда ребята быть, раз олененка нельзя одного отпускать? (пойти вместе с ним) В.: Но прежде, чем отправимся в лес, что нам необходимо вспомнить (правила поведения в природе). И в этом нам помогут наши знаки. Д/и «Правила поведения в природе» В.: Но вот, теперь можно отправляться в путь. Ребята, а в кого бы нам превратиться, чтобы быстро домчаться до тайги (в животное) А в какое именно животное мы превратимся, вы узнаете из загадки: Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок. Знают все, кому не лень, это — северный … (олень) Отгадав загадку про оленя, дети бегут, высоко поднимая колени, руки держат скрещенными над головой, изображая «рожки». Ой, смотрите, впереди болото, прыгаем по кочкам. Ну вот, ребята, мы в тайге. Звучит музыка – голоса птиц (пение тетерева). В.: Слышите, кто это так красиво поет в лесу? Д.: Птицы. В.: Очень много разных птиц живет в наших лесах. Посмотрите, вам знакомы эти птицы? Подходим к мольберту рассматриваем и называем птиц. (Тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клест, кукушка, рябчик) Д/и «Назови птицу» В.: Смотрите! Здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и собаки). И кто это мог их здесь оставить? (предположение детей) Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находиться жилище хантов. Только наступать на них надо осторожно, в сторону не отходите, а то можно провалиться глубоко в снег. (Включается запись хантыйской песни). В.: Вы слышите, кто-то поет? Значит, волшебные следы нам помогли, и мы уже пришли. Выходит девочка, одетая в национальную хантыйскую одежде. Идэ: Здравствуйте! Меня зовут Идэ. В.: Не ваш ли это олененок? Д.: Как?! Вы его нашли? А я так переживала! (гладит олененка). Иди домой, малыш. Идэ: Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь. Все рассаживаются, и проводится беседа. В.: Ребята, а как называется дом у ханты. (Чум) -А почему в нем так тепло, чем он утеплен (оленьими шкурами). В.: Оказывается, олени у хантов – очень полезные животные. -Ребята, а, чем же еще так полезен олень у ханты? Д.: Он заменяет им лошадь и машину, даёт мясо, ханты утепляют свой чум оленьими шкурами. А какой основной корм оленей? (мох — ягель) -Посмотрите, вот как он выглядит (показываю). В.: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет? (ответы детей). Д.: Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Ребята, а чем занимаются ханты – мужчины? (Пасут оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей). А женщины? (шьют одежду, готовят пищу, занимаются хозяйством) Как вы думаете, что согревает хантов в морозную зиму? (одежда) Из чего сшита их одежда? (Из оленьей шкуры) В.: Ребята, а как называется мужская верхняя одежда? - А женская? (Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур) Идэ.: Мы с детства учимся быть искусными мастерицами. Посмотрите, какую красивую ягушку я себе пошила (демонстрирует свою одежду) В.: Ребята, а чем расшита ягушка у Идэ? (орнаментом, узором) В.: У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Но не только для красоты они расшивают свою одежду орнаментом. Ханты верят, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И вот, для того, чтобы духи не приносили им зла, а наоборот, оберегали их, ханты наносят орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую — другие. Идэ: А хотите, я и вас научу составлять орнаменты? (ответ детей) Я приглашаю вас в свою мастерскую. Дети проходят в мастерскую и рассаживаются по своим рабочим местам) В: — Посмотрите, этот орнамент, называется «оленьи рога», он связан с почитанием оленя, потому что олень, особое животное для хантов. Ханты вышивают свои орнамент бисером, а мы будем выкладывать орнамент с помощью мозаики. (Рассматривается последовательность выкладывания мозаики, затем дети приступают к работе) В.: Ребята, какие вы молодцы, как красиво, а главное правильно, выложили орнамент, который как называется? ( «оленьи рога») -Ой, ребята, слышите, колокольчик звенит, этот нам пора возвращаться в детский сад, а свои работы давайте оставим в мастерской у Идэ. В. Идэ, мы и тебя приглашаем погостить у нас в детском саду, познакомиться с другими ребятами. В.:. А домой мы поедем на оленях. Оленей запрягаем, нарты снаряжаем. «Были мы ребятами, стали оленятами». Воспитатель «запрягает оленей» (делает из гимнастического обруча упряжку), становиться в середине обруча, дети держатся за обруч. Воспитатель: Олени, ветер, тундра, (Физкультминутка «Олени».) -Но вот мы и приехали в детский сад, были мы оленятами стали мы ребятами. -Вам понравилось наше путешествие? -А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях? -А что больше всего понравилось и запомнилось? Задачи: Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю. Расширять и обогащать представления детей о родном крае: жизни и быте коренного населения, Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра, — хантах. Закреплять название национальной одежды народов ханты — малица, ягушка. Познакомить детей с народным орнаментом хантов «оленьи рога», которым они украшают свою одежду; Развивать умение составлять этот орнамент с помощью мозаики. Воспитывать бережное отношение к природе родного края; чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова: орнамент, чум, ханты, малица, ягушка. Предварительная работа: Чтение художественной и энциклопедической литературы о жизни Северного края, сказок народов ханты; рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды и обуви народов ханты; просмотр слайдов про быт и жизнь коренного народа севера; заучивание стихотворения «Хантыйские орнаменты» сл. М. Шульгина; творческие игры с мозаикой, выкладывание узора по образцу; проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях, особенностях одежды. Характеристика занятия Уровень образования: дошкольное образование Тема: «В гости к хантам» Цель занятия: Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю. Расширять и обогащать представления детей о родном крае: жизни и быте коренного населения, Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра, — хантах. Закреплять название национальной одежды народов ханты — малица, ягушка. Познакомить детей с народным орнаментом хантов «оленьи рога», которым они украшают свою одежду; Развивать умение составлять этот орнамент с помощью мозаики. Воспитывать бережное отношение к природе родного края; чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова: орнамент, чум, ханты, малица, ягушка. Краткое описание: Конспект занятия по познавательному развитию, в средней группе. Ткач Мирослава Михайловна Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ № 74 «Филиппок» г. Сургут ХМАО.
|