Ребенок в многонациональном мегаполисе
МДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД «Ёлочка» №53
Актуальность
С одной стороны она тесно связана с развитием общества, утверждением общечеловеческих ценностей,
С другой стороны – с нарастанием социальной напряженности, с тенденцией к формированию отрицательного стереотипа в отношении других национальностей.
Цель
- Сформировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур,
- Умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
скачать презенатцию
Задачи
- Россия — многонациональное государство. Отсюда важнейшим направлением работы всех ДОУ:
ознакомление и русских, и представителей иных этноязыковых групп со всем разнообразием всевозможных вариантов жизненного уклада
- воспитание толерантности, любознательности,
- использование различных форм сотрудничества, коммуникации,
- взаимное приобщение к культурным ценностям.
Средства общения с двуязычными детьми
Речевые
а) слово:
- небыстрый темп речи;
- ритмичное повторение;
- наглядное пояснение основной мысли;
- четкое проговаривание слов;
б) интонация:
- преобладание мажорного тона в общении с детьми;
в) пауза:
- каждая лишняя доля секунды значима для ребенка (она воспринимается им как упрек, ожидание, отдых).
Неречевые
а) прикосновения:
- поглаживания;
- дотрагивания;
- ободряющие похлопывания;
б) позиция общения:
- «глаза в глаза»;
- средняя дистанция;
в) эмоциональность:
- доброжелательная мимика; — неугрожающие жесты.
Коррекция межличностного взаимодействия детей различных национальностей
Непопулярность ребенка в группе сверстников
- педагог вырабатывает систему положительных оценок двуязычных детей в присутствии других детей;
- педагог акцентирует внимание других детей даже на незначительных успехах двуязычного ребенка в различных видах деятельности;
- педагог отмечает положительные личностные качества, добрые поступки ребенка;
- педагог демонстрирует собственное приязненное отношение к ребенку другой национальности;
- педагог обеспечивает равенство детей различных национальностей с учетом уровня развития их умений и навыков.
Малообщительность
Направления коррекционной работы:
- эмоциональное подкрепление педагогом всего происходящего с целью накопления детьми экспрессивно-мимических движений;
- педагог включает ребенка в игры-занятия со взрослыми;
- педагог ставит двуязычного ребенка в позицию комментатора игр других детей, ситуаций, споров, конфликтов;
- педагоги учат детей разных национальностей понимать шутки, дразнилки;
- педагоги привлекают детей к участию в праздниках, концертах.
Модель общения
Цель общения:
- обеспечение психической защищенности, доверия к миру;
- формирование основ личностной культуры;
- развитие индивидуальных особенностей ребенка.
Условия общения:
- принятие и понимание личности ребенка;
- этническая толерантность педагога.
Тактика общения:
- сотрудничество;
- безоценочная позиция педагога;
- учет интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;
- недопустимость менторской позиции, упреков.
Результат:
- ребенок не чувствует отчуждения, отвержения;
- возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;
- появление единства психического и физического здоровья;
- исчезают проявления невротических реакций (страхи, агрессия, раздражительность
Давайте попробуем сделать наш дом действительно добрым, тёплым, светлым для всех тех, кто по тем или иным причинам, приехал в него и живёт с нами!
Развивая у дошкольников с детства стратегии поведения в полиэтническом сообществе, мы приобщаем детей к построению мультикультурного общества будущего
|