Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности |
Патриотизм детям | |||
Автор: Корабельникова Татьяна Валерьевна | |||
17.07.2024 17:35 | |||
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности МБДОУ д/с №465 музыкальный руководитель Корабельникова Татьяна Валерьевна Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. … Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России». В.В. Путин. Согласно ФОП ДО, воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами, является приоритетным направлением современного дошкольного образования. Однако в свете глобализации и информационных технологий, возрастающего потока информации из разных источников, формирование патриотических чувств и ценностей становится сложной задачей для педагогаи требует особого подхода. В нашем ДОУразработана и реализуется парциальная программа по нравственно — патриотическому воспитанию «Расту гражданином!», цель которой — создание условий для формирования основ гражданской и культурной идентичности дошкольников, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. Программа на доступном детям уровне расширяет представления дошкольниково России, знакомит с символикой (герб, флаг, гимн), с традициями и промыслами народов России, воспитывает уважение к труду людей, любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу, к теме Великой отечественной войны как общей борьбе, сплачивающей народы России. В рамках данной программы мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию интегрируются в образовательный процесс через различные виды детской деятельности: игровую (создание игровых ситуаций и игр на патриотическую тему), трудовую (оказание помощи взрослым и детям, умение участвовать в общественном труде, готовности выполнить задание взрослого), двигательную (выполнение различных музыкальных движений, танцев, хороводов, игр), коммуникативную (умение отразить полученные знания в творческой деятельности), а также бережному, аккуратному обращению к природному окружению, проявлению заботы о семье и близких.
Одним из средств патриотического воспитания является музыкальная деятельность, которая обладает значимой силой эмоционального воздействия, воспитывая чувства, эмоции человека. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Одним из основных воспитательных средств, позволяющих реализовать все виды музыкальной деятельности, является организация и проведение праздников. Праздники и досуги помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. ФОП ДО предлагает примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Для успешного проведения праздника важно правильно выбрать подходящий формат в зависимости от смысла праздника, образовательных задач и возраста детей. Существует большое разнообразие форматов праздников имероприятий, связанных со знаменательными событиями:
Ещё одним обязательным элементом успешного мероприятия является непосредственное участие родителей: дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги устраивают конкурсы для родителей, просят подготовить детско-родительские выступления, родители участвуют в детских заданиях на импровизацию (то есть не отрепетированных заранее) и т.д. И еще одно условие самое важное и значимое для детей – создание и конструирование праздника самими детьми. Для этого необходимо, чтобы основная инициатива исходила от детей, и дети сами с помощью воспитателя планировали и придумывали праздник — что там будет, во что наряжаться, кто будет выступать, как сделать костюмы и декорации (если нужно), кого пригласить, делать ли пригласительные билеты и т.д. При этом взрослый, участвуя в придумывании праздника вместе с детьми, не должен брать на себя руководящую роль — надо дать возможность детям проявить инициативу и помочь им реализовать задуманное. Но при этом такие праздники как «День Победы», должны бытьорганизованы в основном взрослыми, потому что дети пока не могут до конца понять и прочувствовать этот праздник. Для проведения праздничного мероприятия ко «Дню Победы» в нашем ДОУ мы выбрали форму торжественного парада, так как проведение парадов – это традиция, которая была учреждена в нашей стране в 1995 году. Праздник «Парад Победы» проводится на Бульваре Победы – это главная достопримечательность Юго-Западного жилмассива, Ленинского района. Мы рассказываем детям о том, что открыт бульвар был в память о погибших воинах-сибиряках в 1985 году. Это еще и музей под открытым небом. Танк Т-34 участвовал в сражениях, был подбит, его отреставрировали и поставили на пьедестал. Возле танка установлена стела, вершину которой венчает орден «Победа». Рассказываем и о легендарной 9-ой гвардейской стрелковой дивизии, которая начала свой героический путь в Сибири, в честь нее названа улица, с которой граничит бульвар. Для ребят эти названия обретают смысл, вызывают большой эмоциональный отклик и чувство гордости. Парад Победы в ДОУ – яркое, запоминающееся событие в жизни детского сада, которое объединяет, сплачивает всех участников и помогает проникнутся историей страны и Победы. В «День защитника Отечества» мы чтим нашу Российскую армию, проводим смотр-конкурс песни и строя «Аты — баты», соревнуемся в ловкости и смелости вместе с нашими папами, чествуем героев. В «День матери» и «Международный женский день» готовим концерт — поздравления для наших мам, учимся быть заботливыми, нежными, ласковыми по отношению к близким. Таким образом, методы и формы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ многообразны: игровая деятельность, работа с символикой, посещение памятников истории и культуры совместно с родителями, организация тематических праздников и совместная работа с семьями детей — все это способствует развитию патриотизма и укреплению гражданской позиции у будущего поколения.
|