Патриотическое воспитание дошкольников |
Патриотизм детям | |||
Автор: Шишкова Ольга Владимировна | |||
10.07.2024 23:31 | |||
Патриотическое воспитание дошкольников Шишкова О.В., воспитатель, МБОУ «Луховицкий лицей», 140500, Российская Федерация, Московская область, городской округ Луховицы, город Луховицы, переулок Учебный, строение 8 Аннотация: в статье рассмотрена актуальность патриотического воспитания дошкольников на современном этапе. Показаны возможности организации работы по патриотическому воспитанию в младшей и средней группе детского сада. Ключевые слова: патриотическое воспитание, дети дошкольного возраста Воспитание у детей любви к Родине всегда было в числе приоритетных воспитательных задач во все времена. В настоящее время особую тревогу вызывает у современных детей утрата патриотических ценностей. Существует реальная потребность общества в воспитании молодого поколения патриотами, способными вывести нашу страну из экономического и нравственного кризиса, готовых защитить Россию от любого нашествия из вне.
Чувство любви к Родине может возникнуть только на основе знаний, применение знаний патриотического характера в жизни является основой поведения, связанного с причастностью к своему народу, своей стране. Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос об отборе содержания знаний патриотического характера, всегда важен, и естественным требованием к содержанию патриотического воспитания детей является включение в него духовно-нравственного, культурно-исторического и других компонентов, знание традиций и истории Отечества. Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности. В понятие «патриотическое воспитание» заложено формирование человека с определенными духовно-нравственными ориентирами. Фундаментом воспитания русских детей дошкольного возраста на протяжении долгого времени был патриотизм. Патриотизм, по мнению Г.Г. Кирпичевой, – это «глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах и поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины» [21, 339 с]. Проблему патриотического воспитания необходимо начинать решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Система работы по патриотическому воспитанию детей в детском саду строится на ознакомлении с предметами ближайшего окружения. В рамках данного направления воспитывают уважение к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам; знакомят с людьми прославившими Россию. Ознакомление с явлениями общественной жизни способствует у детей дошкольного возраста воспитанию чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники); воспитанию любви к родному краю, к Родине (в ходе формирования представлений о стране, городах, столице, символике государства; знакомства с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей; знакомства с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства). В нашем детском саду патриотическое воспитание детей начинается с младшего дошкольного возраста. Многие педагоги испытывают трудности в отборе сведений, которые можно использовать в работе с детьми в патриотическом воспитании. В младшей группе работа по патриотическому воспитанию проводится в рамках игровой и продуктивной деятельности. Например, к государственному празднику «День Росии», который наша страна официально отмечает с 1992 года, дети младшей группы изготовили коллективное панно в виде российского триколора. На панно рядами были наклеены цветы, которые дети младшей группы закрасили в цвета государственного флага. Каждый ребенок закрасил по одному цветку и это было очень символично — так дети узнали, что каждый гражданин страны может вносить свой посильный вклад в обще дело на благо Нашей Родины. В средней группе также было проведено занятие рисованием «Матрешки — достояние России», на котором дети раскрашивали силуэты матрешек, предварительно познакомившись с многообразием вариантов росписи этой традиционной русской игрушки. Результатом работы стала выставка изображений матрешек. К работе по патриотическому воспитанию детей также привлекаются родители. В нашем детском саду есть свои успехи — в июне 2021 проходил Всероссийский конкурс «Ты гений» и один из наших воспитанников стал победителем I степени. На конкурс была представлена работа под названием «Семья в ладошках». Также родители принимают активное участие в изготовлении семейных альбомов, которые в настоящее время размещены в патриотическом уголке младшей группы. 8 июля — День любви, семьи и верности — также отмечается в нашем детском саду. В этот день дети младшей группы отгадывают загадки про членов семьи, играют в игру «Мама зовет меня ласково...», слушают стихи и песни о семье. Таким образом, патриотическое воспитание — процесс воспитания любви к своей Родине, воспитание чувства сопричастности и ответственности по отношению к своей стране. В патриотическом воспитании дошкольников особое внимание уделяется воспитанию привязанности к семье, родному краю, а также уважению к прошлому и настоящему, традициям своей великой страны. Библиографический список 1. Кирпичева Г.Г. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях развития России// В сборнике: Стратегическое направление развития образования в Оренбургской области. Научно-практическая конференция с международным участием. 2017. С. 339-345.
|