Консультация для родителей «Воспитываем патриотов с детства» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Пряхина Ксения Сергеевна | |||
26.05.2024 07:29 | |||
Консультация для родителей «Воспитываем патриотов с детства» Подготовила: Воспитатель группы «Солнышко» Пряхина К.С. МАДОУ «Детский сад №329 г. Челябинска» 2024 г. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нём применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количествомзнаний, аегоинтересысвязанычастонетолькоснастоящим, но и будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза «Всё начинается с детства» как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребёнка, заставляя его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие,дружбу, взаимопомощь. Загадки, пословицы, поговорки – это жемчужины народной мудрости воспринимаются ребёнком легко иестественно. Внихи юмор, и грусть, и глубокая любовьк человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви ксвоему народу, к своей стране. Оченьрано вмирребёнка входитприродародного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребёнок переходиткконкретизации–унегопоявляютсялюбимыеуголкидляигры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное или принять за главное не типичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, такивзрослыйдолжензаботитьсяовоспитанииудетейчувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого, детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей ещё очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию, и из доверия к взрослому, дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т.д. Во всём проявляется их отношениек жизни, котороепостепенно воспитываетчувства ребёнка. При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств, происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к родному городу, ко всей стране. Мы учим ребёнка, с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – всё это очень важно для становления личности ребёнка, для чувствазащищённостииблагополучия. Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детейктрадициямнарода. Например, отмечатьпрофессиональные праздники, праздники урожая и др. Неизменно живёт в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребёнок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обидунетолько засебя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей отэмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребёнка, а станут началом проявления патриотических чувств. Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что всё создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребёнка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Рассказывайте детям о своей работе, о том, что Вы делаете, и для чего это нужно. При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показатьобщественную значимость этоготруда, его необходимость не только лично какому – то человеку, нои всейстране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданностиделу, осамоотверженностии смелостипомогаетвоспитыватьгордостьзачеловека–труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизмволнуетипритягиваетксеберебёнка, рождаетстремление к подражанию. Прежде всего, ребёнку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примерытрудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины. Традиции, с которыми взрослый знакомит детей, помогают имосознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и кистории – это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохранённое предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом. Родители, помните!
|