О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Хабибуллина Альбина Альбертовна | |||
17.04.2024 19:25 | |||
О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ Кафедра дошкольной педагогики и психологии Направление 44. 03. 01 – Педагогическое образование, Профиль «Дошкольное образование» ТЕХНОЛОГИЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ В ДОО НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ХАБИБУЛЛИНА АЛЬБИНА АЛЬБЕРТОВНА Научный руководитель: к.п. н. доц. Шабаева Г.Ф. Уфа, 2024 г.
Аннотация Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, подчеркивается ее актуальность и значимость на современном этапе. Автор раскрывает такие знаковые в рамках настоящей темы понятия, как «патриотизм», «патриот», «патриотическое воспитание», обращаясь к их семантике в русских и зарубежных словарях. Annotation Annotation. This article examines the problem of patriotic education of the younger generation, emphasizing its relevance and significance at the present stage. The author reveals such significant concepts within the framework of this topic as “patriotism”, “patriot”, “patriotic education”, referring to their semantics in Russian and foreign dictionaries. Ключевые слова: патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, подрастающее поколение, семья, школа, педагог. Key words: patriotism, patriot, patriotic education, younger generation, family, school, teacher. Действенным механизмом обогащения словаря по патриотическому воспитанию в процессе движения в ДОО является развитие кадетского компонента содержания образования. Изучив опыт других образовательных учреждений, возникла необходимость социального партнерства с кадетским корпусом Республики Башкортостан. Открытие группы обогащение словаря по патриотическому воспитанию в процессе движения в ДОО проводилось с учетом мнения родителей. Сначала мы провели родительское собрание, на котором подробно рассказали о планируемой работе и провели анкетирование. По результатам которого все родители положительно отнеслись к открытию кадетской группы. У юных патриотов есть специальная форма, которая очень нравится ребятам и отличает их от других воспитанников. Дети вместе с родителями рисовали эскизы, подбирали ткань и ее расцветку. Форму ребята носят не постоянно, а именно на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и других мероприятиях патриотической направленности. Дошкольники еще не многое знают про настоящих кадетов, но уже понимают, что это хорошие ребята. И не только потому, что у них красивая форма, а потому что кадет – это добрый, сильный, дисциплинированный, ответственный человек, и во взрослой жизни он непременно станет героем, таким, на которого смотрят с восхищением и хотят быть похожими. Возраст детей еще позволяет оперировать словами: Родина, кадет, патриот, отчизна. В приемной кадетской группы оформлен стенд, на котором представлены портреты героев-летчиков ВОВ, информационная газета, освещающая наиболее яркие мероприятия и события из жизни кадетского корпуса «Принятие присяги», «Кадетский бал», «Спортакиады». В группе организованы: мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и знай свой край», «Военная техника». Оформлены сюжетно-ролевые игры, такие как «Военный штаб», наполненный атрибутами: бинокль, карты, макеты самолетов, костюмы для детей и многое другое и «Госпиталь», где юные кадеты учатся оказывать первую медицинскую помощь (накладывать повязки, обрабатывать раны). Воспитатели проводят онлайн-экскурсии: «Парад моряков в Севастополе», «Парад десантных войск», знакомят с историей развития кадетства в России, историей армии и различными родами войск. В рамках сотрудничества со школой–интернатом юные кадеты совершили виртуальную экскурсию и познакомились с историей создания первого кадетского корпуса, побывали на церемонии «Посвящение в кадеты». В кадетской группе проходят мероприятия: «Уроки мужества», «День кадета», акция «Расскажи про своего героя», где ребята знакомятся с героями Великой Отечественной войны, героями труда. Также в группе проходят тематические занятия: «Основы знаний летных профессий». На таких занятиях воспитанники очень подробно изучают перечень летных профессий, их специфику и трудовые функции с помощью изготовленных лэпбуков. На базе кружка дополнительногообразования «Волшебное тесто» воспитанники делают поделки из соленого теста в виде самолетов, вертолетов, танков и т.д., а затем оформляют поделки в общую выставочную работу. Физическая подготовка юных кадетов осуществляется на специально организованных занятиях и в игровой деятельности. Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проходят нетрадиционно: начинаются с построения, порядкового расчета, марша, в ходе занятий ребята учатся перестроениям. Общеразвивающие занятия проводятся в виде тренировки. Обязательно включаются подвижные игры и эстафеты «Передай донесение», «Разведчики», «Связисты», «Найди секретный пакет». Также были проведены спортивные игры на улице в виде квеста, с участием курсантов из Кадетского корпуса «Лучшая команда кадетов». Ребята кадетской группы оказывают помощь малышам нашего детского сада. Они организовывают для них экскурсии, тематические беседы, концерты, спортивные развлечения. Такая помощь оказывает благотворное влияние и на воспитанников младшей группы и на самих кадетов. На музыкальных занятиях обязательно разучивают парные классические танцы: вальс, мазурка, менуэт, полька. Большим событием для воспитанников стал костюмированный «Кадетский бал», где воспитанники продемонстрировали свои умения, а также был приглашен специальный гость директор Кадетского корпуса СултангуловФанильРадикович. Он лично поздравил дошкольников с вступлением в ряды юных кадетов, пожелал им успехов, удачи и, конечно, здоровья, а также вручил им медальки «Символ юных кадетов» и диплом Юного кадета. Коллектив детского сада начал работу по обогащению словаря по патриотическому воспитанию в процессе движения в ДОО. На сегодняшний день определена концепция, разработана программа. Обогащение словаря по патриотическому воспитанию в процессе движения в ДОО маленького ребенка начинается с любви к тому, что есть вокруг него – к семье, товарищам в детском саду, к своему городу или поселку, к своей улице. С этого и стоит начинать воспитание будущих патриотов. Изучение уровня сформированности представлений об обогащении словаря по патриотическому воспитанию в процессе движения в ДОО осуществлялось на основе диагностической методики А.Д. Шатовой [2]. Первая диагностика уровня сформированности представлений у детей старшей группы «Колокольчик», проводимая в форме опроса, была организована в свободное от занятий время. Воспитатель в индивидуальной беседе провел опрос каждого воспитанника по вопросам кадетского движения. Ответы воспитатель записывал на специальном заранее распечатанном бланке, где указывались имя, фамилия ребенка, его ответ на вопрос под цифрой, соответствующей номеру вопроса. В диагностике участвовало 10 детей в возрасте 5-6 лет (5 девочек и 5 мальчиков). Детям старшего дошкольного возраста задавались следующие вопросы: «Знаешь ли ты, что такое кадетское движение? Что такое кадетский класс?» [10]. Ответы детей оценивались следующим образом: Низкий уровень, 1 балл. Дети затрудняются объяснить смысл данных понятий. Средний уровень, 2 балла. Дети имеют неполные представления о кадетском движении, они не всегда могут объяснить их, у них отсутствует постоянный интерес к данной теме, имеющиеся у них знания неполные, неконкретные, поверхностные. Высокий уровень, 3 балла. Дети в состоянии дать объяснение смысла кадетского движения; проявляют устойчивый интерес к данной теме, самостоятельно пытаются найти на них ответы; проявляют желание трудиться, своевременно выполняют поручения. Полученные данные по ответам детей на первый вопрос свидетельствуют о том, что воспитанники группы «Колокольчик» в целом имеют правильное представление о том, что такое «кадетское движение», так как они правильно указали на его суть. Рис. 1 данные исследования по обогащению словаря по патриотическому воспитанию в процессе движения в ДОО Таким образом, анализируя ответы детей на второй вопрос, воспитателем группы был сделан вывод, что 7 детей имеют неполные представления о данном направлении кадетского движения, получают только по 2 балла за свои ответы, а остальные 4 ребенка не оперируют данным понятием и не понимают его смысл, 1 балл. Обобщив полученные результаты беседы, педагог распределил детей по уровням сформированности представлений кадетского движения (таблица 1). Полученные результаты показали, что у 10 детей старшего дошкольного возраста обогащения словаря по патриотическому воспитанию в процессе движения в ДОО соответствуют низкому уровню их сформированности. Их представления неполные, неточные, поверхностные, разрозненные. Они затруднялись объяснить смысл понятий каких – либо, у них отсутствовал интерес. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогами группы и родителями воспитанников группы «Колокольчик» уделяется недостаточное внимание их представлениям об обогащении словаря по патриотическому воспитанию в процессе движения в ДОО. Литература
Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 165 с.
|