Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность по реализации патриотического воспитания старших дошкольников «Наши земляки-герои Великой Отечественной войны»
Патриотизм детям
Автор: Зайцева Ирина Юрьевна Карнаева Елена Александровна Старовойтова Елена Анатольевна   
16.04.2024 18:29

Проектная деятельность по реализации патриотического воспитания старших дошкольников «Наши земляки-герои Великой Отечественной войны»Проектная деятельность по реализации патриотического воспитания старших дошкольников «Наши земляки-герои Великой Отечественной войны»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 50 комбинированного вида»

Подготовила: Зайцева И,Ю, Карнаева Е.А. гр. «Пчелки» пгт Вырица 2024 год

Аннотация.

Данная методическая разработка посвящена патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проектной деятельности. Представленный материал отображает организацию проектной деятельности и методические приемы при ознакомлении дошкольников с героическим прошлым нашей страны, родного поселка Вырица, расширяет знания о Великой Отечественной войне и Дне Победы. Данная методическая разработка может быть полезна и использована воспитателями для детей 5-7 лет.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Пояснительная записка.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма — это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Основу содержания гражданско-патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей, имеющих особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно выделить следующие:

Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Перед педагогами стоят следующие задачи:

  • заложить основы гражданско — патриотической позиции личности
  • освоить наиболее значимые российские культурные традиции родного города
  • получить и расширить знания о стране и родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д.
  • воспитать чувства гордости за земляков.

Для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:

проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

уважение к достоинству других;

стремление к познанию окружающей действительности;

решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устройстве мира;

бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Формы и методы организации деятельности детей, направленной на патриотическое воспитание дошкольников.

Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей

  • В своей работе мы используем следующие методы:
  • целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д
  • рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города, поселка.
  • наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь жителей поселка, изменения в облике посёлка, района, улицы)
  • демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
  • знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми
  • знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
  • участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.)
  • личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой поселок и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Проектная деятельность как средство реализации патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.

Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности в патриотическом воспитании дошкольников является проектный метод обучения. Целесообразность использования проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников в том, что метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем и объединить детей, родителей (законных представителей) и педагогов дошкольной организации в совместной деятельности. А это очень важно, потому что в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) воспитывается любовь к Отечеству. Ребенок видит фотографии, награды, солдатские письма или какие-то другие предметы, которые бережно хранятся в семье. Он не просто их видит, он может их подержать в руке, спросить о

том, что его заинтересовало и услышать ответ. Ребенок слышит рассказы ветеранов о прошлых военных годах, о жизни после войны, мечты о будущем, уважительное обращение к этим людям других членов семьи. Соприкасаясь со всем этим, он невольно чувствует связующую нить прошлого, настоящего и будущего и свою причастность к Родине.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проект по патриотическому воспитанию в группе компенсирующей направленности «Пчелки»

«Наши земляки-герои Великой Отечественной войны»

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, творческий.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Срок реализации: сентябрь 2023-май 2024г

Участники проекта: педагоги группы, воспитанники старшей (подготовительной) группы, родители.

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

«Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследие. А мы, поколение 21 века, просто обязаны сохранить и передать будущим все то, что составляет героическую историю нашей страны, республики, города»

Леонид Андреев.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их малой Родине. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Проблема:

Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Мы живем в посёлке городского типа Вырица. Во время Великой Отечественной войны жители Вырицы, окружающих деревень и сел сделали все, чтобы защитить нашу Родину. У нашего родного посёлка героическое прошлое. К сожалению, не все дети знают о подвигах земляков-героев ВОВ, за что они были награждены, за какие заслуги, где расположены памятные обелиски героям. Наш проект «Наши земляки-герои Великой Отечественной войны» актуален и направлен на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ за подвиги наших земляков, уважения к его свершениям и достойным страницам истории.

Цель проекта:

  • Вызвать интерес у дошкольников к историческому прошлому посёлка Вырица в период Великой Отечественной войны.
  • Познакомить детей с памятниками, посвященными событиям Великой Отечественной войны в родном посёлке.

Основные задачи проекта:

  • Дать представление воспитанникам о конкретных архитектурных объектах посёлка, посвященных событиям Великой Отечественной войны – памятники Н.В. Румянцеву в деревне Введенское и посёлке Вырица.
  • Познакомить с героическим прошлым нашего земляка Егорова Н.И, проживающим в поселке Вырица.
  • Акцентировать внимание детей на том, каким событиям посвящен тот или иной памятник.
  • Воспитывать любовь и уважение к родному району, городу, поселку, его историческому прошлому;
  • Формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности краеведческого содержания.
  • Развивать умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ, расширять активный словарный запас, познакомить с поэтическими произведениями о Великой Отечественной войне

2. Основная часть

2. 1. План реализации проекта

  1. этап – подготовительный
  2. этап – основной
  3. этап – заключительный (май-июнь 2023)

Заключительный этап:

Анализ работы

Опыт показывает, что многое зависит от родителей. Детей, необходимо воспитывать личным примером, вовлекать их в совместную деятельность, делать вместе одно общее дело. Участие в совместных мероприятиях делает нас единомышленниками и союзниками в воспитании юного гражданина нашей страны. Совместная с родителями (и другими членами семьи) работа в системе патриотического воспитания способствует формированию чувства гражданского долга, любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы у дошкольников были получены следующие результаты:

  1. Расширены представления детей о Великой Отечественной войне, о героях-земляках воевавших в ВОВ, памятниках-обелисках посёлка Вырица. (с помощью исследовательской деятельности и сотрудничества с родителями и социальными партнерами).
  2. Заложены основы познавательного интереса и уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.)
  3. Установились более тесные контакты с родителями в ходе реализации проекта.

Большая часть из них стали активными и заинтересованными участниками проекта, ориентированными на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Используемая литература:

  • Архивные документы: статьи из газет, фотодокументы о Н.В. Румянцеве.
  • Копии документов и фотографий Егорова Н.И.
  • Анатолий Молчанов «Детский концлагерь в Вырице»
  • Алексей Бакулин «Беседа с историком. Детский концлагерь в Вырице»
  • Веракса Н.Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. *Васильева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.
  • Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5).
  • Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход.» / Голицына Н.С. – М.: «Скрипторий 2003», 2013. – 224с.
  • Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности: Средняя группа» / Губанова Н.Ф. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160с.
  • Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э.Я. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
  • Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014. – 220с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год