Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников |
Патриотизм детям | |||
Автор: Орлова Вера Игоревна | |||
14.04.2024 19:22 | |||
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет очень важную роль в воспитании и развитии ребёнка. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Основа духовно-нравственного воспитания состоит в создании условий, необходимых для того, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей это является одной из главных целей в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников. Главной целью во взаимодействии детского сада и семьи по вопросу нравственно – патриотического воспитания является создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала дошкольников через грамотное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта и общения, систематизации, интеграции достоверных, научно – исторических материалов. Особенное место в нравственно — патриотическом развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников следует с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Ведь именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений. Поэтому важным направлением в работе по нравственно — патриотическому воспитанию является сотрудничество с родителями. Чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Различные формы сотрудничества с родителями помогают в решении духовно – нравственных Работа строится на принципах «Сотрудничества» и «Взаимодействия». Формы работы с родителями:
«Семейные клубы» организуются по принципу добровольности и личной заинтересованности. В Семейных клубах родителями совместно с детьми готовят семейные проекты. Например: проекты «Моя родословная» и «Наш герб». В которых показывают, что возродили русскую традицию составлять свою родословную, дерево жизни. Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто дает жизнь новому существу. Огромное значение в развитии данного направления имеет пример взрослых, особенно близких людей. Такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», и другие, необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего поколения: — боевых офицеров, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. В детских садах у тех детей, чьи родители являются боевыми офицерами Российской Армии, для того, чтобы воспитать любовь к Отечеству, к свой Родине, воспитать уважение к другим людям можно собрать информацию о родителях военнослужащих и оформить портфолио — «Мой папа – Защитник». Иногда на занятия и праздники приходят ветераны воины, дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. В преддверии праздника Победы на территории детского сада можно организовать день открытых дверей. В ходе которого проходит праздник, посвященный «Дню памяти воинов ВОВ». Родители приходят в детский сад не только для того, что бы увидеть праздник, но и что бы деятельно участвовать в нем. По традиции в этот день организуется военно-полевая кухня. Где гостей принято угощать кашей и ароматным чаем, сохраняя особенности эпохи военных лет. Это не просто способ угостить солдатскими блюдами участников мероприятия, но ещё и интереснейший объект, служащий для создания особого колорита. Цель полевой кухни — окунуться в историю, почтить память героев и предоставить возможность провести время на природе, наслаждаясь вкусной едой и праздничной атмосферой. Где дети и родители могут отведать солдатской каши и хоть немного окунуться в солдатскую жизнь. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры, семьи и есть самый естественный и, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к своей семье к своему Отечеству. Для того чтобы показать как велика роль семьи в нравственно – патриотическом воспитании мы организуем интервью с детьми. В котором ребята рассказывают о своей семье, и о том, почему они ею гордятся. О своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Главную роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый особый микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. В связи с этим роль детского сада – создание условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала старших дошкольников во взаимодействии семьи и ДОУ. Старинная мудрость гласит: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать духовно-нравственную личность. Наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Характеризует человека, прежде всего, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных примерах из жизни старших членов семьи у дошкольников может сформироваться понятие «что такое хорошо, а что такое плохо» и это обязательно найдёт своё отражение в дальнейшей жизни детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Следует сказать, что организационное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов, укрепить сотрудничество семьи и детского сада. Таким образом, всё, что сформируется в семье и в детском саду, обязательно найдёт своё отражение в дальнейшей жизни, окажет влияние на последующее развитие нравственно – патриотических качеств детей.
|