Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста |
Патриотизм детям | |||
Автор: Прибыткова Ирина Александровна | |||
30.03.2024 10:37 | |||
Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Прибыткова Ирина Александровна, воспитатель, Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Белоснежка», г. Каргополь В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма [2, с. 32]. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином [2, с. 37].
Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Важнейшей задачей патриотического воспитания является систематическая, целенаправленная деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с родной страной с помощью разных средств и методов. Необходимо как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Для реализации данной задачи можно использовать разнообразные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением учёных [1, с. 18]. А. В. Сазанова считает, что «проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния. В некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия» [4, с. 3]. В.Ф. Шкель утверждает: «Метод проектов очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации» [1, с. 19]. Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Использование проектного метода в познавательно-исследовательской деятельности способствует становлению ребенка, как самостоятельного и инициативного субъекта познания. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с его народом, бытом и традициями у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. Проектная деятельность включает в себя: задания для детей, сформулированные в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с педагогом и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта. Основной целью проектной деятельности в дошкольных образовательных организациях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей [3, с. 32]. Также проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умения отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта. Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы. Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания. Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. В своей работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию мы ставим перед собой цель: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность. В нашей дошкольной образовательной организации педагогами широко используется метод проектов, в которых активно участвуют воспитанники, педагоги и родители воспитанников. В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы реализовали следующие проекты: «Мама – солнышко моё», «В гостях у сказки», «Мы с папой лучшие друзья», «Народное творчество родного края». В совместной деятельности с детьми мы показываем им, что любовь к Родине начинается с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения. Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим к Дню матери, к дню отца, Женскому дню 8 марта, 23 февраля. Вместе с детьми делаем подарки, открытки, приглашаем на утренники, оформляем фото – стенды, выставки рисунков. Особое место в воспитании у ребенка чувства Родины занимает семья, его отношение к родным и близким: матери, отцу, дедушке и бабушке. Это корни, связывающие ребенка с родным домом и ближайшим окружением. В семье у него идет формирование личности. Мы считаем, что систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о городе, о его достопримечательностях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения. Надеемся, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Список информационных источников
|