Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Патриотизм детям
Автор: Прибыткова Ирина Александровна   
30.03.2024 10:37

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возрастаИспользование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Прибыткова Ирина Александровна, воспитатель, Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Белоснежка», г. Каргополь

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма [2, с. 32].

В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином [2, с. 37].

 

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

Важнейшей задачей патриотического воспитания является систематическая, целенаправленная деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с родной страной с помощью разных средств и методов.

Необходимо как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Для реализации данной задачи можно использовать разнообразные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста.

Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением учёных [1, с. 18].

А. В. Сазанова считает, что «проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния. В некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия» [4, с. 3].

В.Ф. Шкель утверждает: «Метод проектов очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации» [1, с. 19].

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Использование проектного метода в познавательно-исследовательской деятельности способствует становлению ребенка, как самостоятельного и инициативного субъекта познания. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с его народом, бытом и традициями у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Проектная деятельность включает в себя: задания для детей, сформулированные в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с педагогом и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Основной целью проектной деятельности в дошкольных образовательных организациях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей [3, с. 32].

Также проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умения отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта.

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы. Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания. Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

В своей работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию мы ставим перед собой цель: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.

В нашей дошкольной образовательной организации педагогами широко используется метод проектов, в которых активно участвуют воспитанники, педагоги и родители воспитанников.

В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы реализовали следующие проекты: «Мама – солнышко моё», «В гостях у сказки», «Мы с папой лучшие друзья», «Народное творчество родного края».

В совместной деятельности с детьми мы показываем им, что любовь к Родине начинается с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения. Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим к Дню матери, к дню отца, Женскому дню 8 марта, 23 февраля. Вместе с детьми делаем подарки, открытки, приглашаем на утренники, оформляем фото – стенды, выставки рисунков.

Особое место в воспитании у ребенка чувства Родины занимает семья, его отношение к родным и близким: матери, отцу, дедушке и бабушке. Это корни, связывающие ребенка с родным домом и ближайшим окружением. В семье у него идет формирование личности.

Мы считаем, что систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о городе, о его достопримечательностях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

Надеемся, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Список информационных источников

  1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 235 с.
  3. Владимирова, Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста / Т. Владимирова // Учитель. – 2009. – № 6. – С. 32-33.
  4. Сазанова, А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» [Электронный ресурс] / А. В. Сазанова // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 6. – Режим доступа. – URL: http: //psychology. snauka. ru/2012/06/673.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год