Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольном образовании |
Патриотизм детям | |||
Автор: Герасимович Светлана | |||
26.03.2024 08:49 | |||
Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольном образовании Абсолютно каждый воспитатель дошкольного образовательного учреждения понимает, насколько важно прививать детям с самого раннего возраста уважение к своему ближайшему окружению, к родному краю и к своей Родине в целом, как к одной из самых величайших ценностей человека. Именно на этапе переоценки ценностей приходит осмысление необходимости формирования личности ребенка, которое закладывается, прежде всего, в ближайшем его окружении. Самое важное окружение для ребенка – это его семья, которая состоит из любящих мамы и папы, хлопотливых бабушки и дедушки, доброжелательных тети и дяди и т.д. Важную нишу в этом ряду занимает личность педагога дошкольного образования, который в ежедневной кропотливой работе в детском саду отдает частичку своей души каждому из своих подопечных ребят.
Наиважнейшим звеном системы воспитательной работы в дошкольном образовании является взаимодействие семьи ребенка с воспитателем детского сада. Именно в результате сплоченного взаимодействия этих двух звеньев: родительской заботы и воспитательного процесса, в который погружается ребенок в детском саду, и зарождаются понятия, формирующие личность человека. К ним, в первую очередь, относится восприятие истинных ценностей жизни через познание мира. Итогом сплоченного взаимодействия является формирование понятия у детей с самого раннего возраста необходимости: у мальчиков –защищать, отстаивать интересы, оказывать помощь, становиться на сторону честных, какой бы неприглядной их правда ни казалась; у девочек –заботиться, сохранять, выстраивать мирные идоброжелательные отношения между близкими людьми, приумножать. Важным условием полноценного воспитания является участие ребенка ворганизациижизнедеятельности своей семьи, что вызывает у ребенка сильные эмоции, потенциальную гордость, в чем-то заставляет сопереживать, с уважением относиться к памяти предков, к своим генеалогическим корням. В этом проявляется переход от простого воспитательного процесса к нравственно-патриотическому воспитанию детей. Однако чтобы правильно привить чувство уважения к своей семье, любовь к родителям, заботу о ближайшем окружении и как итог – чувство долга перед Отечеством, очевидным становится необходимость проявлять уважение к своему ребенку. Исходя из поставленных целей, гражданско-патриотическое воспитание среди детей младшего дошкольного возраста должно начинаться посредством формирования положительных эмоций через обязательное приобщение к русской культуре, к русскому народному творчеству, как к одному из самых незаменимых источников духовной и интеллектуальной информации, в которой нуждается каждый ребенок. В помощь пониманию выстраивания патриотического воспитания подходит творчество во всех его проявлениях. Любовь к Отечеству проявляется посредствам изучения и анализа различных образов: будь-то художественных, поэтических или литературных в целом. Неотъемлемым самобытным народным фольклором, формирующим патриотическое осмысление у детей, являются русские народные сказки, ведь для детей дошкольного возраста верить в чудеса является необходимостью их гармоничного развития. Абсолютно все дети, вслушиваясь в развитие событий в сказке, представляют себя рядом с героем сказочного произведения. И зачастую, отождествляя себя с полюбившимся персонажем, дети занимают позицию добра и справедливости, стремятся подражать любимым героям, перенимаютих поведение. Однако в младшем дошкольном возрасте детине всегда правильно понимают смыслпрослушанного ими произведенияи тем более затрудняются охарактеризовать поступки сказочных персонажей, порой не могут различитьположительныхи отрицательныхгероев. Конечно же, эта миссия отводится воспитателю, задача которого заключается в объяснении детям смысла прочитанного произведения и отождествления их с конкретными поступками персонажей. Взять, например, сказку «Колобок» и попробовать пояснить ее значение детям с точки зрения патриотического воспитания, подчеркивая, чтоКолобок мудрый оттого, чтоиспечен из зерна, взращенного трудолюбием русского человека на плодородных полях России; и изворотливый потому, что впитал в себя всю премудрость хлеборобов; и стойкий потому, что выспел, несмотря на лютые российские морозы, проливные дожди и зябкие ветра. Несомненно, сказка вызывает у ребенка младшего дошкольного возраста патриотический порыв, и с целью закрепить вспыхнувшие детские эмоции разумно применить различные методы работы со сказкой. Это может быть лепка полюбившихся сказочных персонажей из пластилина, моделированиесказочного пространства из простых подручных материалов, конструирование действия из сказки, театрализованное представление сказки, поделки из природных материалов, рисование, аппликация, прослушание соответствующих песен, пересказ сказки, детский фольклор, разучивание и чтение стихов, в общем, все, что вмещает в себя русскоенародное творчество. После выполнения творческого задания по сказке воспитателю следует предложить детям представить свое творчество и охарактеризовать полюбившихся сказочных героев с патриотической точки зрения. В основу гражданско-патриотического воспитания дошкольников средней группызаложены беседы о достойных людях, чтение детских книг на патриотические темы, что способствует привитию уважения к государственной символике Российской Федерации – к Государственному флагу и гербу, к героическому и историческому прошлому нашей страны, культуре многонационального народа, любви к родному языку, неповторимым красотам родной природы. Воспитанник дошкольного образовательного учреждениядолженвладеть знаниями, в какой стране он живетвместе со своей семьей, в чем заключается преимущество нашего государства перед другими странами, чем наше государствовыгодно отличается от других стран. Важнокак можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут, о героях и знаменитых людях их родного города и страны, прививать чувство гордости за свой город и свою страну. С целью формирования гармоничной личности воспитателям необходимо разъяснять детям, приучать их и показывать на личном примере бережное отношение к тому, что создано их бабушками и дедушками, мамами и папами. В плане воспитательной работы следует заложить пункт к обязательному исполнению о поддержании чистоты и порядкана детской игровой площадке детского сада, участии дошкольников в создании красоты и наведении порядка в здании детского сада. Также следует проводить беседы о том, для чего необходимо наводить порядок в общественных местах, в своем дворе, подъезде, на улице, в городских парках. Дети должныотчетливо понимать, что с их взрослением выстраивается будущеевсей России, что во взрослой жизни на них будет возложена самая трудная и тяжелая миссия –отвечать за процветание государства. Они должны осознанно готовиться к этой миссии, добросовестно учиться, заниматься спортом, потому что России нужны крепкие, умные и здоровые граждане, способные защищать свою страну и заботиться о людях, которые живут на ее территории и мирно трудятся во благо будущих поколений. Реализацияпатриотического воспитания в дошкольном образованиидолжна выстраиваться на принципах наглядности (иллюстрации, фотографии, короткометражные видеофильмы), последовательности (планирование взаимосвязанного материала), занимательности (увлекательныерассказыдля детей), доступности (материал должен легко усваиваться детьми дошкольного возраста). Конечно же, существуют всевозможные формы воспитания у детей патриотических чувств, и, как подчеркивалось ранее, к ним относятся беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края. В этом смысле незаменимыми становятсякультурно-познавательные прогулки по окрестностям родного города, экскурсияв естественную природную среду: в лес, на реку, в поле. На этом этапев гражданско-патриотическое воспитание следует вовлекать родителей, которым, с целью привития их детям патриотических чувств, рекомендуется сделать акцент на неповторимой красоте и разнообразии природы России, на воспитании бережного отношения к природе, наглядно демонстрируя детям правила пребывания в естественной природе, проявляя неприкосновенность кдиким животным и растениям. Именно поездки с родителями к морю, в деревню, на дачу оставляют у детей самые яркие впечатления о многообразиии неповторимости природы нашей великой и могучей страны, остаются в детской памяти на всю жизнь и способствуютформированиюу ребенка чувствапатриотизма. Россия – многонациональная страна и, затрагивая аспекты гражданско-патриотического воспитания в старшей группе, воспитателю дошкольного образовательного учреждения следует познакомить детей с культурой, обычаями и традициями народностей, сформировать дружелюбное отношениек их народным традициям и праздникам. В старшей группе должны стать систематическими и обязательными занятия по расширению и обогащению представлений о Государственной символике и о родномгосударстве, необходимо формировать представления о знаменитых людях, прославивших Россию в разные исторические эпохи, о деятелях культуры и науки, о Президенте Российской Федерации, о достижениях современных знаменитых россиян и патриотов. С этой целью встарших группах дошкольного учреждения необходимосоздавать уголки с Государственной символикой и национальной культурой, а в обязанность воспитателя следует вменить проводить периодические беседы с детьми о непоколебимости духа и мощи российской армии, особытиях Великой Отечественной войны ио ценности Дня Победы над фашистско-немецкими захватчиками для людей. Проводя родительские собрания и частные встречи с отдельными родителями воспитателям дошкольного образовательного учреждения необходимо напоминать им о том, что любовь к Родине изначальнозарождается в семье. Именно в семейной поруке осознаетсятеплота и ценность душевных отношений, проявляется забота о ближнем окружении, и, в конечном итоге, вызревает чувство благодарностик родителям, постепенно перерастающие в чувствопатриотизма, незаменимость родного очага. Ведь нет ничего ценнее того края, в котором человек родился, и того общества, которое взрастило и воспитало человека, привило самое сильное и непоколебимое чувство – любовь к своей Родине. Именно в этом направлении и выстраивается гражданско-патриотическоевоспитание, ответственное за формирование достойного гражданинаРоссийской Федерации, истинного патриота своего Отечества.
|