«Сказка — как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Абасова Аида Нажмутдиновна | |||
24.03.2024 16:25 | |||
«Сказка — как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик» Разработчик проекта: воспитатель Абасова Аида Нажмутдиновна. г. Когалым, 2024 г. «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» В.А. Сухомлинский 1. Актуальность проекта. Проблема: Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа». Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда находились, в центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека. Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей. Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы, победа добра над злом здесь обязательна. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников. Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками. Ведущей задачей взрослого, я считаю, является направить ту самую фантазию ребёнка в нужное положительное русло, так как в отрицательное направиться ему совсем не сложно. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Именно поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста надлежит продемонстрировать малышу нравственную сущность каждого содеянного поступка. А что как ни сказка и контакт со сказкой может помочь в реализации этой проблемы? Данная проблема подтолкнула меня на изучение темы – «Сказка – как могучее средство нравственно-патриотического воспитании детей младшего дошкольного возраста». 2. Паспорт проекта Тип проекта Познавательно-речевой По продолжительности Долгосрочный (1 неделя: с 09. 01 по 12. 03) По количеству участников Групповой Участники проекта Дети первой младшей группы (2-3 года), родители (законные представители), воспитатели. Педагогические принципы реализации проекта
Практическая значимость Материалы проекта могут быть использованы педагогами и родителями (законными представителями) при ознакомлении их со сказками. Цель проекта Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через знакомство с русскими народными сказками. Задачи проекта Образовательные:.
Развивающие:
Воспитательные:
3. Механизмы реализации проекта
4. Ресурсное обеспечение проекта Материально-техническое: ноутбук, фотоаппарат, принтер. Информационное: интернет ресурсы, методическая и художественная литература, иллюстративный материал, настольно-печатные игры. Нормативно-правовое:
Учебно-методическое:
5. Ожидаемый результат Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
6. Этапы реализации проекта Iэтап. Подготовительный
II этап. Практический
III этап. Заключительный
|