Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Сказка — как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Патриотизм детям
Автор: Абасова Аида Нажмутдиновна   
24.03.2024 16:25

«Сказка — как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»«Сказка — как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик»

Разработчик проекта: воспитатель Абасова Аида Нажмутдиновна. г. Когалым, 2024 г.

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» В.А. Сухомлинский

1. Актуальность проекта.

Проблема: Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа». Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда находились, в центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др.

Скачать конспект

Скачать презентацию

Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека. Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей.

Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы, победа добра над злом здесь обязательна.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

Ведущей задачей взрослого, я считаю, является направить ту самую фантазию ребёнка в нужное положительное русло, так как в отрицательное направиться ему совсем не сложно. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Именно поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста надлежит продемонстрировать малышу нравственную сущность каждого содеянного поступка. А что как ни сказка и контакт со сказкой может помочь в реализации этой проблемы?

Данная проблема подтолкнула меня на изучение темы – «Сказка – как могучее средство нравственно-патриотического воспитании детей младшего дошкольного возраста».

2. Паспорт проекта

Тип проекта Познавательно-речевой

По продолжительности Долгосрочный

(1 неделя: с 09. 01 по 12. 03)

По количеству участников Групповой

Участники проекта Дети первой младшей группы (2-3 года), родители (законные представители), воспитатели.

Педагогические принципы реализации проекта

  • Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип опоры на интересы ребенка;
  • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Практическая значимость

Материалы проекта могут быть использованы педагогами и родителями (законными представителями) при ознакомлении их со сказками.

Цель проекта Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через знакомство с русскими народными сказками.

Задачи проекта Образовательные:.

  • Познакомить детей с разновидностью русских народных сказок.
  • Формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему сказки с наглядным сопровождением и без него.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их значении в жизни людей.
  • Научить включать в сюжет игры героев сказоки пытаться осуществить ролевой диалог.
  • Побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно.
  • Привлечь родителей к воспитанию у детей любви и интереса к русской народной сказки в условиях семьи, помочь понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Развивающие:

  • Развивать навыки фразовой и связной речи, отвечать на вопросы: рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях;
  • Развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала, отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений.
  • Продолжать развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности;
  • Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием;
  • Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие.

Воспитательные:

  • Формировать умение выполнять просьбу взрослого.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательное отношение и любовь друг к другу, к сказкам.
  • Воспитывать желание беречь книги и заботиться о них.

3. Механизмы реализации проекта

  • Самостоятельная и совместная деятельность дошкольников;
  • Совместная воспитательно-образовательная деятельность воспитателя и родителей (законных представителей) с детьми.

4. Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое: ноутбук, фотоаппарат, принтер.

Информационное: интернет ресурсы, методическая и художественная литература, иллюстративный материал, настольно-печатные игры.

Нормативно-правовое:

  • Федеральный закон РФ от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30. 08. 2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 25. 11. 2022 N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
  • Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Цветик-семицветик».

Учебно-методическое:

  • Подборка методической литературы по теме проекта;
  • Конспекты: НОД, бесед, развлечения;
  • Картотеки подвижных игр, пальчиковых игр;
  • Консультативный материал для родителей;
  • Картотека потешек, песенок.

5. Ожидаемый результат

Для детей:

  • Дети узнают и называют сказку.
  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
  • Проявляют познавательную активность.
  • Ответственное отношение за свои дела и поступки.
  • Воспитание культуры поведения и трудолюбие.

Для педагогов:

  • Повысился уровень знаний педагогов о важности и ценности русских народных сказок для детей дошкольного возраста.

Для родителей:

  • Улучшилась работа по взаимодействию с родителями (законными представителями)
  • Активизировалась позиция родителей как участников педагогического процесса детского сада.
  • Родители начали понимать важность сказок в развитии ребенка.
  • Приобрели опыт сотрудничества со своими детьми и педагогами при подготовке материала в ходе реализации проекта.

6. Этапы реализации проекта

Iэтап. Подготовительный

  • Обновление развивающей предметно-пространственной среды.
  • Подбор методической литературы;
  • Подбор дидактических пособий и игр;
  • Подбор художественный, детской литературы.

II этап. Практический

  • Непосредственно образовательная деятельность по всем образовательным областям по тематике проекта.
  • Театрализация по теме проекта.
  • Чтение русских народных сказок, беседы на эту тему.
  • Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

III этап. Заключительный

  • Презентация проекта.
  • Продукт проектной деятельности.
  • Выставка рисунков «Наши любимые герои сказок».
  • Выставка поделок по теме проекта.
  • Выставка «Театр своими руками».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год