«Дидактическое пособие Лепбук как средство формирования нравственно — патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Гурулева Альбина Васильевна | |||
24.03.2024 09:35 | |||
«Дидактическое пособие Лепбук как средство формирования нравственно — патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» Главное место в жизни каждого человека занимает семья, учёба, работа. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья, любимые книги, природа – всё это и есть наша Родина. Невозможно недооценивать её значения для каждого в его жизни. Согласно ФОП ДО — целью нравственно – патриотического воспитанияявляется всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Таким образом нравственно–патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы с дошкольниками. Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями.
Задача педагога – как можно раньше пробудить в детях любовь и уважение к родной земле, к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, городу, используя современные инновационные технологии и новые нестандартные формы сотрудничества с воспитанниками и их семьями. Увлечённый своей работой воспитатель всегда старается искать новые подходы, идеи, методы в своей педагогической деятельности, которые бы максимально заинтересовали детей и соответствовали бы их возрасту. Вот так и возникла идея создания интерактивного дидактического пособия лэпбук на тему: «Моя родина Россия, моя малая родина – Бурятия», который объединил в себе многие направления работы по формированию представлений у детей о России, о малой родине Республика Бурятия, воспитанию патриотических чувств, гордости за свой народ, воспитанию уважения и любви к России, к своей малой Родине. Интерактивное пособие – лэпбук, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. В работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Это сравнительно новая технология, представляющая собой разновидность метода проекта. В дословном переводе с английского языка «лэпбук» означает «книга на коленях». Лэпбук еще можно назвать интерактивная папка, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое сам или вместе с детьми, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать в них любую информацию на любую тему. Цель использования лэпбука: получение, расширение и закрепление знаний детей о своей Родине, как о богатой и многонациональной стране, о своей малой Родине; формирование гражданской позиции и воспитание нравственно-патриотических чувств. Задачи:
Лепбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Дети учатся самостоятельно собирать и размещать информацию. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или фигурками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку. И совместное создание Лэпбука — это просто интересно! Подборка материалов для лэпбука Если организация устройства лэпбука зависит от фантазии педагога, то содержательная часть определяется ФГОС ДО и уровнем развития детей конкретной группы. Материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Данный лэпбук создан для детей подготовительной группы. В подготовительной группе знания детей систематизируются, поэтому в лэпбук можно включать общую информацию о стране, символике, достопримечательностях, государственном устройстве. информационный блок уместно наполнить исторической справкой о столице, родном городе, улицах города. Обязательно включается информация о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. О героях специальной военной операции. Оформление лэпбука «Моя родина — Россия, моя малая родина – Бурятия» Инструкция по оформлению:
Пособие имеет две стороны. С одной стороны — оформлен материал по России, с другой стороны — по Республике Бурятия. Оформление левой части Наполнение: на левой стороне размещаем портрет президента В.В. Путина. Кармашки: «Государственные символы России» (флаг, герб, гимн); карта России; Золотое кольцо России; «Негосударственные символы России»; «Защитники Отечества»; «Народы России»; «Москва – столица нашей Родины»; «Народный русский костюм». «Традиционное жилище русских». Оформление средней части Наполнение: средняя часть посвящена искусству России. Распечатываем и ламинируем картинки для карманов: «Русские народные промыслы», «Народные праздники»., «Стихи о Родине», «Пословицы и поговорки», «Загадки». Оформление правой части Наполнение: правая часть лэпбука включает знакомство с народными играми, размещены кармашки с различными дидактическими играми: «Народные промыслы»; «Символы России»; дидактическая игра – лото «Наша Родина»; дидактическая игра «Найди фрагмент»; «Найди флаг России»; дидактическая игра «Подбери костюм»; дидактическая игра «Золотое кольцо России» и др. Также размещен кармашек с раскрасками по теме лэпбука. Другая сторона лэпбука представлена наполнением материала о малой родине Бурятия. В первой части размещен портрет главы Республики Бурятия – А.С. Цыденова, карта Бурятии, Государственные символы Бурятии (флаг, герб, гимн), кармашек «Герои нашего времени» (участники СВО, герои России), кармашки: «Народы Бурятии», «Традиционное жилище Бурят», «Национальная одежда Бурят», «Народные промыслы Бурятии». Втораячастьлэпбука посвящена природе родного края, озеру Байкал, городу Улан – Удэ – столице Бурятии, его достопримечательностям. В третьей части представлены стихи о Бурятии, Бурятские сказки, легенды; народные игры Бурят, дидактические игры: «Где находится достопримечательность», «Мой адрес», «Бурятские узоры». Есть творческий кармашек с раскрасками и идеями для творчества детей. Дидактический материаллэпбука, который прост по своему содержанию итехническому оформлению, может быть изготовлен самими детьми; подвижен и легко приспосабливается к выполнению различныхдидактических задач. Многие материалы лэпбукарассчитаны на длительную работу, изучение с детьми дополнительной подробной информации. Поэтому лэпбук недостаточно использовать как экспонат, по нему надо заниматься. Применение лэпбукав практике работы с детьми обеспечивает познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность всех воспитанников. Структура и содержание лэпбука доступны детям, что позволяет использовать его как с группой детей, так и во время индивидуальной работы. Вариативность пособия может быть использована отдельно для решения вопросов нравственно – патриотического воспитания детей, а также во взаимосвязи со всемиобразовательными областями. Таким образом лэпбук — это современное познавательное и игровое пособие, яркое и привлекательное для детей и в то же время оно несет в себе огромный развивающий потенциал. Его внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ позволяет системно решать программные задачи в соответствии с ФГОС ДО. Литература:
|