«Герои живут рядом». |
Патриотизм детям | |||
Автор: Сватова Гаянэ Ануарбековна ПапашеваАсенгульСеркешевна | |||
09.03.2024 14:10 | |||
«Герои живут рядом». Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. … Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России». В.В. Путин. По словам С.Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее стать подлинным патриотом. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду долженбыть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, могучей страны, что они граждане России, маленькие россияне. Маленькие дети как губка хорошо впитывают впечатления от картин родной природы, народных традиций, нравов людей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, важно прививать детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Мы, работая в детском саду, подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. С младенчества ребенок слышит родную речь. Дать детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращать их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. В настоящее время одной из важнейших проблем развития системы отечественного образования является создание условий для нравственнопатриотического воспитания подрастающего поколения. Это отраженно и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, требованием которого является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Поэтому, одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у них любви к России, родному краю, чувство гордости за свою страну, малую родину. Среди источников воспитания чувств патриотизма существенное место занимает краеведение как основа формирования у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, становления начал гражданственности, краеведческой компетентности в целом. По мнению А.И. Алейника, краеведческая компетенция – это погружение ребёнка во всестороннее изучение им родного края, усвоение краеведческого материала, природоведческого, социального, этнокультурного содержания и выражения к нему эмоциональноценностного отношения. Географические и природные особенности, культурно-исторические обычаи и традиции Республики Алтай, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой Родине, развития интереса к разным сторонам жизни родного края. С целью создания единого ядра содержания дошкольного образования по вопросам ознакомления детей с малой Родиной – Республикой Алтай появилась необходимость в разработке данной программы. Региональная программа «Любимый край – Горный Алтай» Костюнина А.А., Гаврилова Т.Г., Шатилова С.Н., Крыжная Т.Г., Самойлова А.В., Тозыякова О.С. (далее – Программа) разработана с учётом специфики региональных особенностей Республики Алтай, предназначена для проектирования части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) Республики Алтай и направлена на нравственнопатриотическое воспитание детей 4-7 лет средствами ознакомления их с культурными и природно-климатическими особенностями Республики Алтай. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Чем старше становится ребенок, тем больше открывает для себя мир новых понятий, путь к такому познанию в детском возрасте лежит через игру. В такой форме лучше усваиваются сложные понятия, закрепляются навыки и умения. В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно — игровую, продуктивную, трудовую, художественно — литературное творчество. В группе создан центр по патриотическомувоспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерациии Символы Республики Алтай. В центреимеются различные карты России, фотографии и иллюстрации с видами села Кош – Агача, книгами об истории и достопримечательностях русского и алтайскогонарода, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела», «Стихи о Родине», альбомы «Национальные костюмы народов РФ». Мы проводим большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины. Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуется: - фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.
- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти «Герой войны – наши земляки». - с нынешнего года стали детей тесно знакомить Героями России Д.В. Джартановым, А.А. Аргамаковым. Познакомить детей с картой Республики Алтай, показать какую территорию занимает наша республика. Дать детям первоначальные знания о возникновении родного края, развивать интерес к его истории. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. Герои и подвиги жителей. Познакомить детей с понятием «герой», подвести к пониманию того, что героем может стать каждый человек, который совершает добрые дела и поступки на благо окружающих людей. Познакомить детей с добрыми поступками маленьких героев в мирное время. Воспитывать желание быть похожими на маленьких героев. Например, Кожахметов Руслан стал героем в 13 лет, живет в городе Горно-Алтайске, учился в СОШ № 13. 1 июня 2012 года на озере Еланда Руслан увидел, что одноклассник тонет, не раздумывая, бросился на помощь и спас его. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся: - выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка» и др. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину. Можно сделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни. Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно — нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России. Литература:
Сватова ГаянэАнуарбековна ПапашеваАсенгульСеркешевна МКДОУ ДС «Эдельвейс» структурное подразделение детский сад «Балдырган»
|