Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Герои живут рядом».
Патриотизм детям
Автор: Сватова Гаянэ Ануарбековна ПапашеваАсенгульСеркешевна   
09.03.2024 14:10

«Герои живут рядом».«Герои живут рядом».

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. … Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России». В.В. Путин.

По словам С.Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее стать подлинным патриотом. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду долженбыть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, могучей страны, что они граждане России, маленькие россияне. Маленькие дети как губка хорошо впитывают впечатления от картин родной природы, народных традиций, нравов людей.

 

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, важно прививать детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Мы, работая в детском саду, подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Дать детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращать их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

В настоящее время одной из важнейших проблем развития системы отечественного образования является создание условий для нравственнопатриотического воспитания подрастающего поколения. Это отраженно и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, требованием которого является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Поэтому, одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у них любви к России, родному краю, чувство гордости за свою страну, малую родину. Среди источников воспитания чувств патриотизма существенное место занимает краеведение как основа формирования у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, становления начал гражданственности, краеведческой компетентности в целом.

По мнению А.И. Алейника, краеведческая компетенция – это погружение ребёнка во всестороннее изучение им родного края, усвоение краеведческого материала, природоведческого, социального, этнокультурного содержания и выражения к нему эмоциональноценностного отношения. Географические и природные особенности, культурно-исторические обычаи и традиции Республики Алтай, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой Родине, развития интереса к разным сторонам жизни родного края. С целью создания единого ядра содержания дошкольного образования по вопросам ознакомления детей с малой Родиной – Республикой Алтай появилась необходимость в разработке данной программы. Региональная программа «Любимый край – Горный Алтай» Костюнина А.А., Гаврилова Т.Г., Шатилова С.Н., Крыжная Т.Г., Самойлова А.В., Тозыякова О.С. (далее – Программа) разработана с учётом специфики региональных особенностей Республики Алтай, предназначена для проектирования части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) Республики Алтай и направлена на нравственнопатриотическое воспитание детей 4-7 лет средствами ознакомления их с культурными и природно-климатическими особенностями Республики Алтай.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

Чем старше становится ребенок, тем больше открывает для себя мир новых понятий, путь к такому познанию в детском возрасте лежит через игру. В такой форме лучше усваиваются сложные понятия, закрепляются навыки и умения.

В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно — игровую, продуктивную, трудовую, художественно — литературное творчество.

В группе создан центр по патриотическомувоспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерациии Символы Республики Алтай. В центреимеются различные карты России, фотографии и иллюстрации с видами села Кош – Агача, книгами об истории и достопримечательностях русского и алтайскогонарода, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела», «Стихи о Родине», альбомы «Национальные костюмы народов РФ». Мы проводим большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины.

Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуется:

- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.

  • занятия «Герои войны – наши земляки»
  • «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время
  • оформление поздравительных открыток для ветеранов войны
  • занятия, беседы

- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти «Герой войны – наши земляки».

- с нынешнего года стали детей тесно знакомить Героями России Д.В. Джартановым, А.А. Аргамаковым.

Познакомить детей с картой Республики Алтай, показать какую территорию занимает наша республика. Дать детям первоначальные знания о возникновении родного края, развивать интерес к его истории. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Герои и подвиги жителей. Познакомить детей с понятием «герой», подвести к пониманию того, что героем может стать каждый человек, который совершает добрые дела и поступки на благо окружающих людей. Познакомить детей с добрыми поступками маленьких героев в мирное время. Воспитывать желание быть похожими на маленьких героев. Например, Кожахметов Руслан стал героем в 13 лет, живет в городе Горно-Алтайске, учился в СОШ № 13. 1 июня 2012 года на озере Еланда Руслан увидел, что одноклассник тонет, не раздумывая, бросился на помощь и спас его.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:

- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка» и др.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

Можно сделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно — нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Литература:

  1. 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
  2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Управление ДОУ. –2005. – №1.
  3. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н.Д. Никандров // Педагогика. – 1998. – С. 3 – 8.

Сватова ГаянэАнуарбековна

ПапашеваАсенгульСеркешевна

МКДОУ ДС «Эдельвейс»

структурное подразделение детский сад «Балдырган»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год