«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СИМВОЛАМИ РОССИИ». |
Патриотизм детям | |||
Автор: Таценко Екатерина Владимировна Лаптева Галина Анатольевна Гончарова Елена Сергеевна | |||
09.03.2024 13:13 | |||
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СИМВОЛАМИ РОССИИ».
Воспитатели МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово» В настоящее время перед современным обществом необычайно остро встала проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Президент Российской Федерации В.В. Путин 3 февраля 2021 года на встрече с активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» заявил, что патриотизм является единственной национальной идеей в России.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. О значимости и необходимости воспитания у подрастающего поколения любви к Родине подчеркивал в своих трудах выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский. Он писал: «Одна у человека мать, одна у него и Родина. Знания о Родине должны быть признаны такими же необходимыми, как умение читать, писать, знать основы своей религии. Многие современные исследователи в области дошкольного образования, отмечают, что невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы. Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества народа. В тоже время Н.Ф. Виноградова отмечает, что работая с детьми важно помочь им не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. На необходимость ознакомления дошкольников с символами государства нас ориентирует и стандарт дошкольного образования, где «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» рассматривается в качестве одного из основных принципов дошкольного образования. Патриотизм относится к одному из необходимых условий всестороннего развития личности. Он является значимой ценностью, наполняющей все сферы жизнедеятельности социума и государства. Личность, наделенная патриотическими качествами, является духовно обогащенной и высокоразвитой. Эти свойства проявляются в активно-деятельностной самореализации личности, ориентированной надеятельность во благо Родины. В процессе патриотического воспитания, дошкольникам прививается чувство гордости за свою страну, признание ее специфики, культурного наследия и уважение к истории, свершениям. Старший дошкольный возраст – время зарождения этических понятий: совесть, вина, сочувствие. Это связано со снижением уровня эгоцентричности и тем, что дети начинают лучше понимать переживания другой стороны. В сказках и рассказах ребенок начинает осознавать мораль и этику. Нравственные представления и суждения старших дошкольников характеризуются такими чертами, как элементарность, конкретность, связь с чувствами. Соответственно, представления, сформированные в процессе воспитания, переходят в убеждения, убеждения – в привычки, а привычки – в наклонности. Недостаточное развитие представлений о патриотизме снижает влияние моральных мотивов и ограничивает проявления нравственного поведения детей в целом. В процессе нравственного воспитания чувства детей становятся более устойчивыми и начинают играть роль мотивов поведения. Настоящая нравственность определяется стойкостью моральных мотивов, потребностью в соответствующем поведении. Если ребенок совершает поступок по принуждению или из страха наказания, то моральным его поведение считать нельзя. Процесс формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста основывается на формировании и последующем развитии гражданского и патриотического сознания и нравственной позиции. Воспитание патриотизма помогает формировать познавательную заинтересованность и потребность в познании своей страны, ее культуры, природы, традиций. На этом основании, у детей в дальнейшем формируются общечеловеческие ценности, профессиональные качества, нравственные нормы поведения. Таким образом, формированиепатриотизма у детей дошкольного возраста – это организованная деятельность, направленная на формирование у детей дошкольного возраста ценностных ориентаций, норм поведения гражданина и патриота России. Задачи патриотического воспитания: воспитание любви к Родине, семье, людям. Знакомство с историей и традициями страны; воспитание бережного отношения к труду, природе, окружающему миру, людям и т.д.; ориентация родителей на патриотическое воспитание детей в семье. При изучении данного раздела необходимо знакомить детей с изображением Государственного флага России. Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Они должны научиться читать флаг государства. Для этого нужно знать значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения. Важно обратить внимание детей на то, что российский флаг имеет глубокие исторические корни. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет — это цвет мира. Это значит, что наша страна миролюбивая и не идет на конфликт с другими странами. Мы всегда готовы прийти на помощь другим странам, попавших в беду. Синий цвет – означает веру и верность. Народ любит свою страну, верен ей и защищает ее. Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная, мощная, непобедимая. Старшим дошкольникам можно сообщить и элементарные исторические сведения. Цвета флага — это символические цвета Москвы, великих московских князей, а также наиболее характерные цветовые сочетания для народной крестьянской одежды Московской области, северных регионов России (из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи — нарядные сарафаны и другую одежду). Дети должны знать, что 22 августа в нашей стране отмечают день Государственного флага Российской Федерации. Затем следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие: текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна. При знакомстве с гимном России следует подчеркнуть, что гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Необходимо обратить внимание детей на то, что при исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Надо предложить прослушать гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе. После прослушивания гимна можно предложить детям ответить на вопрос: «Какие чувства у вас вызывает музыка и слова гимна? Какая по характеру музыка?» (величавая, торжественная). Старших дошкольников необходимо познакомить детей с текстом Государственного гимна Российской Федерации, обратить внимание детей на его содержание, которое отражает любовь к Родине, красоту её природы, гордость её историей, надежды на будущее. Очень важно обратиться к личному опыту детей, вспомнив моменты, когда они слышали гимн (когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, каждое утро гимн звучит по радио и телевидению). При знакомстве старших дошкольников с гербом нужно предложить детям описать Государственный герб России. Герб можно разглядывать, можно им любоваться. Изображение Государственного герба является произведением художественно-прикладной графики. Очень важно, научить детей грамотно читать герб. В качестве образца можно предложить детям порядок описания: вначале называют цвет фона (щита), затем — изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орёл). На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла — короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Исследователи считают, что необходимо знакомить детей с историей происхождения современного герба на элементарном, доступном их пониманию уровне. Такой подход отвечает особенностям предмета ознакомление с окружающим миром. Одной из особенностей окружающего мира является его изменение с течением времени, поэтому необходимо сформировать у детей представление о том, что государственная символика тоже изменяется, как и всё, что нас окружает. Золотой двуглавый орел — это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это — святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Таким образом, рассматривая проблему ознакомления дошкольников с символами государства, дошкольники способны освоить элементарные знания о Российской символике. Однако, работу в данном направлении следует строить в определенной последовательности, не усложнять материал. Чтобы познакомить детей с гербом и флагом России педагогу самому необходимо разобраться в истории развития государственной символики, понять и оценить её смысл, а также проникнуться мироощущением традиционной культуры.
|