Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СИМВОЛАМИ РОССИИ».
Патриотизм детям
Автор: Таценко Екатерина Владимировна Лаптева Галина Анатольевна Гончарова Елена Сергеевна   
09.03.2024 13:13

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СИМВОЛАМИ РОССИИ».«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СИМВОЛАМИ РОССИИ».

  • Таценко Екатерина Владимировна
  • Лаптева Галина Анатольевна
  • Гончарова Елена Сергеевна

Воспитатели МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово»

В настоящее время перед современным обществом необычайно остро встала проблема патриотического воспитания подрастающего поколения.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 3 февраля 2021 года на встрече с активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» заявил, что патриотизм является единственной национальной идеей в России.

 

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

О значимости и необходимости воспитания у подрастающего поколения любви к Родине подчеркивал в своих трудах выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский. Он писал: «Одна у человека мать, одна у него и Родина. Знания о Родине должны быть признаны такими же необходимыми, как умение читать, писать, знать основы своей религии.

Многие современные исследователи в области дошкольного образования, отмечают, что невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества народа. В тоже время Н.Ф. Виноградова отмечает, что работая с детьми важно помочь им не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России.

На необходимость ознакомления дошкольников с символами государства нас ориентирует и стандарт дошкольного образования, где «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» рассматривается в качестве одного из основных принципов дошкольного образования.

Патриотизм относится к одному из необходимых условий всестороннего развития личности. Он является значимой ценностью, наполняющей все сферы жизнедеятельности социума и государства. Личность, наделенная патриотическими качествами, является духовно обогащенной и высокоразвитой. Эти свойства проявляются в активно-деятельностной самореализации личности, ориентированной надеятельность во благо Родины. В процессе патриотического воспитания, дошкольникам прививается чувство гордости за свою страну, признание ее специфики, культурного наследия и уважение к истории, свершениям.

Старший дошкольный возраст – время зарождения этических понятий: совесть, вина, сочувствие. Это связано со снижением уровня эгоцентричности и тем, что дети начинают лучше понимать переживания другой стороны. В сказках и рассказах ребенок начинает осознавать мораль и этику. Нравственные представления и суждения старших дошкольников характеризуются такими чертами, как элементарность, конкретность, связь с чувствами. Соответственно, представления, сформированные в процессе воспитания, переходят в убеждения, убеждения – в привычки, а привычки – в наклонности. Недостаточное развитие представлений о патриотизме снижает влияние моральных мотивов и ограничивает проявления нравственного поведения детей в целом.

В процессе нравственного воспитания чувства детей становятся более устойчивыми и начинают играть роль мотивов поведения. Настоящая нравственность определяется стойкостью моральных мотивов, потребностью в соответствующем поведении. Если ребенок совершает поступок по принуждению или из страха наказания, то моральным его поведение считать нельзя.

Процесс формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста основывается на формировании и последующем развитии гражданского и патриотического сознания и нравственной позиции. Воспитание патриотизма помогает формировать познавательную заинтересованность и потребность в познании своей страны, ее культуры, природы, традиций. На этом основании, у детей в дальнейшем формируются общечеловеческие ценности, профессиональные качества, нравственные нормы поведения.

Таким образом, формированиепатриотизма у детей дошкольного возраста – это организованная деятельность, направленная на формирование у детей дошкольного возраста ценностных ориентаций, норм поведения гражданина и патриота России. Задачи патриотического воспитания: воспитание любви к Родине, семье, людям. Знакомство с историей и традициями страны; воспитание бережного отношения к труду, природе, окружающему миру, людям и т.д.; ориентация родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

При изучении данного раздела необходимо знакомить детей с изображением Государственного флага России. Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Они должны научиться читать флаг государства. Для этого нужно знать значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения.

Важно обратить внимание детей на то, что российский флаг имеет глубокие исторические корни. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет — это цвет мира. Это значит, что наша страна миролюбивая и не идет на конфликт с другими странами. Мы всегда готовы прийти на помощь другим странам, попавших в беду. Синий цвет – означает веру и верность. Народ любит свою страну, верен ей и защищает ее. Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная, мощная, непобедимая.

Старшим дошкольникам можно сообщить и элементарные исторические сведения. Цвета флага — это символические цвета Москвы, великих московских князей, а также наиболее характерные цветовые сочетания для народной крестьянской одежды Московской области, северных регионов России (из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи — нарядные сарафаны и другую одежду). Дети должны знать, что 22 августа в нашей стране отмечают день Государственного флага Российской Федерации.

Затем следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие: текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна. При знакомстве с гимном России следует подчеркнуть, что гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

Необходимо обратить внимание детей на то, что при исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Надо предложить прослушать гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе. После прослушивания гимна можно предложить детям ответить на вопрос: «Какие чувства у вас вызывает музыка и слова гимна? Какая по характеру музыка?» (величавая, торжественная).

Старших дошкольников необходимо познакомить детей с текстом Государственного гимна Российской Федерации, обратить внимание детей на его содержание, которое отражает любовь к Родине, красоту её природы, гордость её историей, надежды на будущее. Очень важно обратиться к личному опыту детей, вспомнив моменты, когда они слышали гимн (когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, каждое утро гимн звучит по радио и телевидению).

При знакомстве старших дошкольников с гербом нужно предложить детям описать Государственный герб России. Герб можно разглядывать, можно им любоваться. Изображение Государственного герба является произведением художественно-прикладной графики. Очень важно, научить детей грамотно читать герб. В качестве образца можно предложить детям порядок описания: вначале называют цвет фона (щита), затем — изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орёл). На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла — короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Исследователи считают, что необходимо знакомить детей с историей происхождения современного герба на элементарном, доступном их пониманию уровне. Такой подход отвечает особенностям предмета ознакомление с окружающим миром. Одной из особенностей окружающего мира является его изменение с течением времени, поэтому необходимо сформировать у детей представление о том, что государственная символика тоже изменяется, как и всё, что нас окружает.

Золотой двуглавый орел — это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это — святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Таким образом, рассматривая проблему ознакомления дошкольников с символами государства, дошкольники способны освоить элементарные знания о Российской символике. Однако, работу в данном направлении следует строить в определенной последовательности, не усложнять материал. Чтобы познакомить детей с гербом и флагом России педагогу самому необходимо разобраться в истории развития государственной символики, понять и оценить её смысл, а также проникнуться мироощущением традиционной культуры.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год