Мастер — класс «Эффективные практики сопровождения молодых педагогов» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Данченкова Светлана Николаевна Чемоданова Мария Андреевна | |||
27.01.2024 02:38 | |||
Мастер — класс «Эффективные практики сопровождения молодых педагогов» Добрый день уважаемые участники семинара! Педагогическая деятельность имеет свои особенности и достаточно высокие требования ко многим сторонам личности педагога, его профессиональной компетентности. В переводе с латинского слово «Компетенция» обозначает способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач. Для того, чтобы понять, из каких элементов складывается сегодня содержание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регламентирующим его деятельность, это:
Одним из способов повышения уровня профессиональных компетенций молодых специалистов и оказания им профессиональной поддержки является реализация программы наставничества. Обязательным условием которой сегодня является то, что обе стороны должны работать активно и обе стороны должны осознавать свою ответственность. Так как меняется мир, изменяются дети, поэтомук квалификации современного педагога выдвигаются новые требования. Я убеждена, что эффективность педагогической деятельности молодого специалиста в образовательной организации напрямую зависят от того, насколько инициативно и ответственно человек относится к выбранной профессии, к тому, что он делает в организации. А личную заинтересованность и инициативу он будет проявлять, если будет заинтересован, а мы как наставники, сможем помочь в тех конкретных проблемах, которые действительно будут важны для наставляемого. «Открытый микрофон» Коллеги, сейчас мне важно услышать ваше мнение: как вы думаете, какие формы повышения квалификации молодых специалистов вы считаете наиболее приемлемыми и эффективными? (Мнения педагогов) Благодарю за ваши мнения. Наш педагогический коллектив составляют не только молодые специалисты, но и опытные профессионалы своего дела – это педагоги, обладающие высоким уровнем работоспособности, инициативности, творческой активности, постоянно нацеленные на лучший результат работы и поиск инноваций. Мы считаем, что одной из эффективных форм профессионального взаимодействия обеих категорий педагогов является площадка дошкольного методического объединения «Лесенка успеха», руководителем которого я являюсь. Одной из основных задач руководства методическим объединением является создание среды и необходимых условий для методической поддержки коллег, их самореализации и творческого поиска. Необходимым компонентом работы по сопровождению начинающих педагогов является выявление внутренних ресурсов, которые обуславливают эффективность педагогической деятельности. Для определения таких ресурсов и выявления дефицитов молодых специалистов способствуют различные диагностические средства: анкетирование, наблюдение, тестирование, беседы, проведение диагностических методик и так далее. В результате полученных данных составляется перечень актуальных тематик, которые необходимо изучить. При организации методической поддержки педагогов в рамках ДМО используются разнообразные формы работы (снять ткань с доски, где прикреплены карточки) К основным и наиболее эффективным формам, по мнению педагогов, относятся мастер-классы, тренинговые занятия, фестивали, деловая игра, «мозговой штурм» и другие нетрадиционные формы работы Сегодня я поделюсь с вами определённой структурой повышения квалификации педагогов в рамках методического объединения. Итак, любое заседание мы начинаем с приветствия и игры на сплочение коллектива, аналогичной той, с которой я начала мастер-класс, что позволяет объединить коллектив, снять эмоциональное напряжение и настроить на работу. Далее идёт основная часть, содержание которой может меняться в зависимости от поставленных задач конкретного заседания. В ходе которой мы изучаем образовательную программу, решаем практические задачи. С целью концентрации внимания педагогов на индивидуальных особенностях детей, я считаю целесообразным создавать такие обучающие ситуации, в которых педагоги имеют возможность представить себя детьми. Выполнение тех или иных игровых действий позволяет лучше понять ребёнка, что в дальнейшем способствует повышению качества образовательного процесса. Мотивационное упражнение «Снежинка» Сейчас предлагаю перейти к практике и выполнить небольшое упражнение «Снежинка». У вас на столах лежат листы бумаги, возьмите их, пожалуйста (для всех участников необходимо заранее подготовить листы бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета). Закройте глаза, сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол. Затем снова сложите лист пополам, оторвите нижний угол и так далее. - Теперь откройте свои глаза, раскройте получившуюся у вас снежинки и положите её на стол среди снежинок остальных участников. Как вы можете заметить, снежинки все индивидуальны. Точно так, нет одинаковых детей и взрослых, в том числе среди детей с особыми образовательными потребностями. Проведя подобное упражнение я вовлекаю педагогов в совместную деятельность и мотивирую их к получению новых знаний. Кейс 1. «Дети с РАС, ЗПР, УО». Теперь представьте: на столе сидят три куклы, которые олицетворяют детей с особыми образовательными потребностями. Одна из кукол является предполагаемым ребёнком с задержкой психического развития, другая – ребёнком с нарушением интеллекта (умственной отсталостью), а третья – с расстройством аутистического спектра. На другом столе лежат карточки с описанием характеристик и описанием психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ. Вам нужно разделить эти карточки на три группы. (Далее педагоги выполняют задание). (Некоторые педагоги зачитывают характеристики). Таким образом, посредством игровой деятельности педагоги не только повысили уровень своих знаний, а также опытные педагоги смогли поделиться своими знаниями с молодыми специалистами. Ещё одним эффективным приёмом вовлечения педагогов в активную мыслительную деятельность является создание некой игровой проблемной ситуации. Так, например, перед изучением методики проведения дидактических игр я предложила педагогам представить себя детьми и попросила поиграть в новую, незнакомую для них дидактическую игру. После чего я услышала фразы: «ой, как в это играть», «а какие правила» и другие. Также я отметила, что в решение данной проблемной ситуации «окунулись» все педагоги. После чего мы вместе определили, что во время знакомства детей с новой дидактической игрой необходима презентация, многим детям важна помощь со стороны педагога и подробнее изучили методику. Для привлечения внимания педагогов к изучению актуальной темы я стараюсь применять не только игровые приёмы, но и другие средства, например, короткие видео ролики. Сейчас мы посмотрим один из них. Обратите внимание на экран. Далее включаю мотивирующий видео ролик «ИКТ технологии». Посмотрев подобные сюжеты, педагоги проявляют эмоциональную отзывчивость и более охотно участвуют в обсуждениях темы, выражают своё мнение, проявляют активность в изучении, например, современных цифровых технологий. Сегодня я предлагаю вам поближе познакомиться с современными ресурсами, которые мы используем в работе с детьми. Я приглашаю к себе молодого специалиста из числа наших гостей, которого научу использовать в работе датчик обратной связи (игровое задание направлено на восприятие детьми цвета). Выполнение подобных игр с использованием современных цифровых ресурсов позволяет развивать у детей различные сенсорные эталоны. (я подхожу к кровати и по-очереди переворачиваю большие кубики с названиями сенсорных эталонов. Слова написаны разным цветом) Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. - Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер. - Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка. - Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый. - Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д. Сенсорные эталоны — это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Как вы могли заметить, в ходе заседаний молодые педагоги не только в качестве слушателя проходят обучение, но чаще всего выполняют обучающие задания в команде с другими молодыми специалистами или в паре с более опытными педагогами-практиками, в последующем осуществляя взаимообмен или взаимопроверку, осуществляя при этом реверсивное наставничество. Зачастую руководитель ДМО создаёт обучающие проблемные ситуации из практики работы, решить которые возможно только посредством активного взаимодействия и обмена опытом. Хотим подчеркнуть, что подобная система работы позволяет не только метрам педагогики делиться знаниями, но и молодые специалисты, представляя современное поколение, делятся своими идеями, новыми технологиями, даже знакомят с существующими ныне фразами и выражениями. Происходит взаимная одновременная передача имеющегося опыта общения, стиля работы и даже объединение взглядов представителей разных поколений, направленных на решение единой глобальной задачи — развитие современного образования. Передача опыта от поколения к поколению также ускоряет и процесс профессиональной адаптации. Ещё одним очень важным этапомв работе методического объединения считаю осуществление профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов. Коммуникативная игра «Весёлый художник». Входит воспитатель Пророкова О.Ш. в костюме художника с кистью и палитрой, далее все педагоги рисуют одну большую картину, используя валики маленького размера и гуашь разного цвета (под музыкальное сопровождение). После того, как педагоги закончили рисовать картину, я раздаю им письменные рекомендации по теме: «Развитие сенсорных эталонов детей дошкольного возраста», которые будут находиться в больших карандашах разного цвета, изготовленных из картона. Заключительным этапом наших заседаний «Лесенка успеха» является рефлексия. На данном этапе можно не только определить отношение педагогов к проведённому заседанию методического объединения, но и узнать о направлениях работы или темах, которые интересны педагогам. Сегодня мне важно мнение каждого из вас. У вас на столах лежат сигналы двух цветов и обратите внимание на экран (на экране отражены две темы напротив двух кругов разного цвета), с помощью сигнала покажите, какая тема для вас была бы наиболее актуальна. Использование подобных сигналов позволяет в более короткое время узнать мнение каждого педагога. Сейчас предлагаю вам вспомнить обо всех этапах, о которых мы сегодня говорили и самостоятельно составить модель проведения дошкольного методического объединения. У каждого на столах лежат конверты с ламинированными карточками. - Теперь проверьте, правильно ли вы построили модель (на презентации я включаю слайд с моделью). Рефлексия «всё в твоих руках» Уважаемые коллеги, сейчас вам нужно будет поднять свою ладошку и продолжить фразу, которую вы видите на экране «если я не буду работать в моём образовательном учреждении, то оно в лице меня потеряет…». Также как молодым специалистам, так и опытным педагогам важно оказывать моральную поддержку, хвалить за успехи. А я сегодня хочу поблагодарить вас за внимание и активное участие в практической деятельности!
|