Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОП ДО: выстраивание игрового пространства группы для формирования гражданственности и патриотизма у дошкольников
Патриотизм детям
Автор: Сулейманова Мария Анатольевна Мусина Азалия Азатовна   
23.12.2023 10:08

ФОП ДО: выстраивание игрового пространства группы для формирования гражданственности и патриотизма у дошкольниковФОП ДО: выстраивание игрового пространства группы для формирования гражданственности и патриотизма у дошкольников

Аннотация. В статье рассматривается вопрос овыстраивании игрового пространства группы для формирования гражданственности и патриотизма у дошкольников согласно ФОП ДО. Отмечается, ФОП ДО дает ориентир на оформление патриотических уголков в ДОО, которое будет направлено на ознакомление детей знакомство воспитанников с историей родного края, с государственными символами страны, с народными промыслами, сее традициями, обычаями и достижениям.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

С. Михалков.

Воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотически – задача непростая. Любовь к Большой и Малой Родине воспитывается формируется у детей дошкольников под влиянием окружающей обстановки. Согласно ФОП ДО патриотические зоны в ДОО помогают зародить данное чувство.

ФОП ДО регламентирует базовые направления работы педагога по патриотическому воспитанию дошкольников: формирование терпимого, толерантного отношения к людям других национальностей; сформировать воспитание духовно-нравственного отношения детей к семье, стране, родному краю; формирование у воспитанников чувств собственного достоинства.

Для эффективной реализации системы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, развития их активности инициативности, познавательного интереса в данном актуальном направлении нужно организовать предметно-развивающую среду.

 

ФОП ДО дает ориентир на оформление патриотических уголков в ДОО, которое будет направлено на ознакомление детей знакомство воспитанников с историей родного края, с государственными символами страны, с народными промыслами, сее традициями, обычаями и достижениям.

ФО ДО регламентирует и основы создания патриотического уголка:

  1. Принцип информативности – это многообразие наглядно-дидактического, предметно-практического и информационного материала.
  2. Принцип стабильности и динамичности означает, что организация такого уголка должны быть на длительный срок, с систематически вносимыми изменениями, по мере роста детей и периода обучения.
  3. Принцип открытости – это гибкость уголка, то есть педагог может добавлять нужные элементыи убирать, те, с которыми дети хорошо ознакомились.
  4. Принцип вариативности подразумевает интеграцию различных блоков по патриотическому воспитанию в одном уголке.
  5. Принцип непосредственной интеграции – использование наглядно-дидактического материала во время занятий по другим областям.

Что касается образовательных материалов патриотического уголка, то это могу быть следующие позиции:

  1. Направление социально-нравственного воспитания (семья, близкие кажддому семейные традиции и праздники, ближайшее эмоциональное окружение, генеалогическое древо, общение со сверстниками, родной дом, детский сад).
  2. Знакомство с малой Родиной: родной город илисело, их главные улицы, специфическая природа, транспорт, архитектура, достопримечательности, символика и гимн, стихи и рассказы о родных городе или селе.
  3. Приобщение к народной культуре.
  4. Ознакомление с Родным краем (гимн Республики и Росиии, флаг, герб), карта, характерный животный и растительный мир, заповедники (при наличиии), достопримечательности, знаменитые люди края, историческая специфика, города республики, полезные ископаемые и прочее).
  5. Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи, достопримечательности, Великая отечественная война, наша планета Земля (модель земного шара, национальности)

С ориентацией на ФГОС ДО и ФП ДО можно выделить главные атрибуты патриотических уголков в ДОО:

портрет президента России, главы Республики;

гимн – не просто как символ нашей страны, но и как музыкально-поэтическое произведение: и текст на стене, и музыкальная версия для прослушивания

герб:

флаг России – дошкольники должны знать, что белая полоса– это чистота и мир; синяя –постоянство и вера; красная –сила и кровь, пролитая в разные времена в борьбе за нашу Родину.

В данной статье мы подробно остановимся на главной задаче работы в младшем дошкольном возрасте – это ознакомление с ближайшим окружением (семья, детский сад, родной город), формируются первоначальные представления о родном крае, его живой и неживой природе.

Уголок по социально-нравственному и патриотическому воспитаниювоспитанников содержит:

  • взрослые люди – род, профессия, профессиональные действия, внешний облик: наглядность, тематические папки, наглядно-дидактические игры;
  • семья – подбор тематических папок «Наши мамы», «Наши папы», «Моя семья», рисунки, показывающие взаимоотношения членов семьи– совместные действия и отдых, забота друг о друге;
  • твой дом – ребенок приносит фотографии, рисунки различных архитектурных строений, разных по величине, внешнему виду, материалу, из которого они изготовлены, назначению;
  • ребенок и сверстники – подбриваетсянаглядность о детях, об играх, сверстников в разных ситуациях: трудятся, играют, занимаются и прочее;
  • психоэмоциональные состояния: наглядность, показывающая различные эмоции и чувства, а такжеэмоциональное состояние взрослых и детей;
  • поведение детей – тематические папки, дидактические игры, детская художественная литература о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «Хорошо– плохо», этикет для малышей.
  • наглядный материал для ознакомления детей с «малой родиной» (ДОУ, близлежащими к нему улицами, в целом с родным городом): фотоматериалы, открытки, альбомы, макеты и группы, и детского сада, и улиц либо микрорайона, где находится детский сад.
  • наглядно-дидактический и оборудование по приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам русской и народной культуры: предметы старины, национальные игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах.
  • детская художественнаянародная литература, фольклор.

В среднем дошкольном возрасте в патриотическом уголкедополняется материал по патриотическому воспитанию по вышеперечисленным компонентам, но идет сравнение понятий «город–село», а также добавляется материал для знакомства с защитниками Отечества – наглядность, макеты, художественная литература, мультимедиапрезентации, наборы военной техники; атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр «Моряки», «Пограничники» и прочее.

Таким образом, лишь систематическая совместная работа всех педагогов ДООи, конечно же, родителей в организованной предметно-пространственной развивающей средыбудет развивать у детей патриотизм, гражданское сознание, толерантное отношение к другим нациям.

Литература

КунжариковаА. Г. Организация работы по формированию патриотизма дошкольников через использование предметно-развивающей среды ДОУ / А. Г. Кунжарикова[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //clck. ru/377hAj

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год