«Воспитание нравственно — патриотических чувств дошкольников в реализации образовательной области «Физическое развитие» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Федорова Любовь Николаевна | |||
15.11.2023 07:56 | |||
«Воспитание нравственно — патриотических чувств дошкольников в реализации образовательной области «Физическое развитие» Дошкольное детство – это начальный этап развития личности человека, его ценностных ориентаций, социального сознания, нравственного отношения к окружающим сверстникам и взрослым, воспитания любви к своей Родине. Именно поэтому в период дошкольного детства необходимо развивать у детей нравственно- патриотические качества- честность, порядочность, чувство принадлежности к стране, любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 отмечается, что воспитание патриотизма и гражданственности является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (ст. 3, п. 3)
Огромные изменения произошли в стране и в мире за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Мы являемся свидетелями того, что изменилось и отношение граждан к Родине. Поэтому проблема нравственно – патриотического воспитания детей является очень актуальной и входит в одну из основных задач ДОУ. Рассматривая ФГОС ДО, мы обязаны воспитывать физически здоровую личность, и огромную роль в этом играют занятия по физическому развитию. Планируя свои занятия, большое значение придаю решению воспитательных задач. При выполнении физических упражнений создаются наилучшие условия для воспитания положительных черт характера, таких, как организованность, дисциплинированность, отзывчивость; нравственных качеств, таких, как честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, а также для проявления волевых качеств- смелости, решительности, уверенности в своих силах, выдержки, настойчивости в преодолении трудностей. Новые методики и технологии обученияпозволяют эффективно реализовывать задачи по физическому развитию. Это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата в личностном развитии ребенка. В своей работе использую современные инновационные технологии:
Основная используемая технология на занятиях по физическому развитию-здоровьесберегающая, ее цель: сохранение и укрепление здоровья. Для этого обучаю дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям, содействую правильному физическому развитию детей, укрепляю здоровье средствами физической культуры и двигательной активности, а также формирую мотивацию у дошкольников к здоровому образу жизни. Главная цель игровой технологии- создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности детей в физическом развитии. Игру использую для развития патриотических чувств у дошкольников- игры в «военных», сюжетные занятия «Мы за мир», «Разведчики». Данные мероприятия вызывают интерес к занятиям физкультурой, к выполнению упражнений, углубляют симпатию к военным профессиям, вызывают желание подражать защитникам, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Игры тесно связаны с положительными эмоциями детей. Игровая деятельность, в какой бы она форме ни выражалась, всегда радует ребенка, благоприятно влияет на его здоровье, физическое развитие, на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Проектная технология предполагает:
Как следствие, проектная деятельность дает возможность развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Мной был разработан и реализован проект «Я и мое тело», в ходе которого дошкольники проводили исследование, замеряя рост и вес, отмечая в ростомере свои данные. Узнали строение своего тела, рассматривали макет человека. Продуктом проекта стало валеологическое занятие «Главный мотор организма», на котором дети в начале и в конце занятия производили замеры пульсации и делали вывод о влиянии физических упражнений на человеческий организм. Внедряя исследовательскую деятельность в образовательную область «Физическое развитие», я показываю дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, стараюсь привить любовь к занятиям физической культурой. Использование личностно-ориентированного подхода заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, способствовать сохранению и укреплению здоровья. Задачи здоровьесберегающего характера являются для дошкольных учреждений приоритетными, поэтому из физического воспитания не исключаются такие понятия, как осознанность выполнения физических упражнений, интерес к ним, самостоятельное творческое применение в разных ситуациях. ФГОС дошкольного образования в физическом развитии воспитанников учитывает: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни. Этому способствуют и методы ТРИЗ, в том числе. Деятельность, построенная на основе методов ТРИЗ, помогает воспитывать интерес к окружающему, стимулирует познавательную активность, способствует погружению дошкольников в тему. На занятии «Мы за мир», наряду с другими технологиями, были использованы элементы ТРИЗ, такие, как синектика (метод аналогий), который позволяет формировать способность к подражанию; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение. Использовались разные виды аналогий:
ТРИЗ способствует повышению интереса к физическим упражнениям, формированию навыков ЗОЖ. Главная цель — не просто провести занятие в игровой форме, используя фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дошкольники в ходе занятия чувствуют свою сопричастность к происходящим событиям, попав на военный полигон, проходя те же испытания, что и настоящие защитники. Проявляют стремление к осмысленному выполнению физических упражнений. Физическая культура несет огромный вклад в формирование физических качеств, двигательных навыков и умений, тесно связана с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край. Одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом. В нашем детском саду сложилась система по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: не только физкультурные занятия, но и праздники, досуги, подвижные игры, эстафеты, акции. Большим развивающим потенциалом в реализации ОО «Физическое развитие» обладает технология «флешмоб», благодаря наличию воспитательной цели, грамотно разработанному сценарию и педагогическому управлению. Это массовые танцевальные композиции, включающие элементы аэробики и ритмики. Используем флешмобв образовательной деятельности: на занятиях по физической культуре, на утренней гимнастике, как часть тематического праздника (День России), и как самостоятельное событие (День государственного флага). Такие мероприятия оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей благодаря правильно подобранному репертуару песен патриотической тематики, ритмичности движений, масштабности. Большой воспитательный эффект оказывают массовые спортивные праздники и развлечения «Веселые старты», «Неделя здоровья», «Малые Олимпийские игры», «Первые шаги к ГТО», «Кросс наций», «День физкультурника» — ребята ощущают себя командой и патриотами своего детского сада, радуются успехам и победам других детей. В процессе организации спортивных мероприятий совершенствуются не только физические, но и нравственно- волевые качества личности ребенка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух. Ежегодно проводим встречи с нашими выпускниками, которые связали жизнь со спортом. Они с удовольствием делятся с дошкольниками своими достижениями. Интересной формой работы для проявления положительных эмоций и интереса к занятиям физкультурой являются акции, такие, как «Физическая культура и спорт- альтернатива пагубным привычкам!», «Велопробег». Участие в выставках рисунков на спортивную тематику «О, спорт, ты- мир!», подготовка фотовыставки «Мы- будущие защитники Родины» также содействуют воспитанию нравственно- патриотических чувств дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников может быть полноценным только с участием семей. Поэтому большое значение имеет работа с родителями. Для этого разработан ряд мероприятий, например, фотовыставки «Активный зимний отдых», «Мама, папа, я – спортивная семья». Родители принимают активное участие в музыкально- спортивных праздниках: «День защитника Отечества», «День Победы». Благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники постепенно приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
|