Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста |
Патриотизм детям | |||
Автор: Байгабулова Фаима Шагитовна | |||
06.11.2023 09:32 | |||
Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. (В. А. Сухомлинский) Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине.
Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Всё начинается с детства» – как нельзя больше, относится к данному вопросу. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма и нравственности. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. Нравственное воспитание – основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием. Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. С самого раннего детства необходимо формировать у детей правильные представления о важнейших, нравственных ценностях. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Главная цель программы воспитания патриотизма в дошкольной педагогике: Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление; патриотических чувств и культуры межнационального общения. А также заложить фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью. Исходя из цели, работа педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
-воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка. Нравственное воспитание достигается с помощью определенных средств, среди которых следует указать следующие: художественные средства, природу, собственную деятельность детей, окружающую обстановку. 1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии, верности, храбрости. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, животных, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами жизни человека. Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна привлечь внимание детей к изобразительному искусству. 2. Чувство любви к родной природе – еще одно из средств воспитания патриотизма. Природа способна вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о ней, охранять и оберегать. Именно воспитанием любви к природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников, ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с рождения, ближе ему и сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Воспитатель МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ Байгабулова Ф.Ш.
|