Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) в соответствии с ФОП
Патриотизм детям
Автор: О.В. Линник, Н.В. Яшина   
03.04.2023 04:42

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) в соответствии с ФОППатриотическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) в соответствии с ФОП

Программа дополнительного образования ДУША РОССИИ

Авторы: О.В. Линник, Н.В. Яшина Ртищево, 2023, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. 1 Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Душа России» по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области педагогики и психологии.

 

Скачать программу

Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Современный национальный воспитательный идеал ‒ это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде».

Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Программа способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей.

Программа содержит описание задач и план работы с детьми дошкольного возраста с 3 до 7 лет и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Программа «Душа России» состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

1. 2 Цели и задачи программы. Принципы построения программы

Общая цель Программы «Душа России» ‒ личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

  1. Формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
  2. Формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
  3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам, разнообразию русского фольклора и искусства.

Общие задачи: содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

Программа составлена с учетом принципов:

  • системно – организационного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу во всех возрастных группах
  • адресного подхода, предполагающего учет индивидуальных особенностей группы
  • универсальности основных направлений патриотического и духовно – нравственного воспитания с использованием социально – ценностного опыта прошлых поколений, вызывающего чувства гордости за культурные традиции и достижения Родины.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3. 1 Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды

При проектировании предметно-пространственной развивающей среды были учтены: местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, в которых находится ДОУ; возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание и задачи программы дополнительного образования по патриотическому и духовно-нравственному развитию детей для разных возрастных групп; возможности и потребности участников образовательной деятельности.

Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду есть Музей народного промысла, где оборудован уголок в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы быта и обихода, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник – голик; на полках – предметы прикладного искусства. Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе есть люлька с куклой-младенцем. На полках разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.), Саратовские глиняные игрушки, куклы в национальных костюмах. Детей встречает Хозяйка избы. В обстановке убранства русской избы педагоги знакомят детей с народными промыслами всей России.

Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, что помогает лучше понять малышам содержание русских народных сказок, поговорок, пословиц, потешек. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. Для организации занятий в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра.

Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр. Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. В русской избе находятся необходимые специальные наглядные средства, которые помогают донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

В Музее расположены уголки: «Государственная символика», «Народный быт и искусство Саратовской области», «Мой любимый город Ртищево», «Саратовская глиняная игрушка», «Народные куклы». Так же музей пополняется временными тематическими выставками: «День воссоединения Крыма с Россией», «Театр», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Великая Победа», «Космос» и др.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год