Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) в соответствии с ФОП |
Патриотизм детям | |||
Автор: О.В. Линник, Н.В. Яшина | |||
03.04.2023 04:42 | |||
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) в соответствии с ФОП Программа дополнительного образования ДУША РОССИИ Авторы: О.В. Линник, Н.В. Яшина Ртищево, 2023, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области» 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1 Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Душа России» по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области педагогики и психологии.
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Современный национальный воспитательный идеал ‒ это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде». Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры. Программа способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. Программа содержит описание задач и план работы с детьми дошкольного возраста с 3 до 7 лет и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Программа «Душа России» состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. 1. 2 Цели и задачи программы. Принципы построения программы Общая цель Программы «Душа России» ‒ личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
Общие задачи: содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. Программа составлена с учетом принципов:
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1 Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды При проектировании предметно-пространственной развивающей среды были учтены: местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, в которых находится ДОУ; возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание и задачи программы дополнительного образования по патриотическому и духовно-нравственному развитию детей для разных возрастных групп; возможности и потребности участников образовательной деятельности. Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду есть Музей народного промысла, где оборудован уголок в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы быта и обихода, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник – голик; на полках – предметы прикладного искусства. Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе есть люлька с куклой-младенцем. На полках разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.), Саратовские глиняные игрушки, куклы в национальных костюмах. Детей встречает Хозяйка избы. В обстановке убранства русской избы педагоги знакомят детей с народными промыслами всей России. Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, что помогает лучше понять малышам содержание русских народных сказок, поговорок, пословиц, потешек. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. Для организации занятий в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр. Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. В русской избе находятся необходимые специальные наглядные средства, которые помогают донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды. В Музее расположены уголки: «Государственная символика», «Народный быт и искусство Саратовской области», «Мой любимый город Ртищево», «Саратовская глиняная игрушка», «Народные куклы». Так же музей пополняется временными тематическими выставками: «День воссоединения Крыма с Россией», «Театр», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Великая Победа», «Космос» и др.
|