Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Мой город – частица Родины большой»
Патриотизм детям
Автор: Коломиец Оксана Леонидовна Литорович Ольга Валериевна   
03.04.2023 19:31

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Мой город – частица Родины большой»Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Мой город – частица Родины большой»

«Чудный город средь воды и сосен…»

  • Коломиец Оксана Леонидовна
  • Литорович Ольга Валериевна

Воспитатели МАДОУ №4

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного патриотического воспитания. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре своего города, страны, созданной трудами родных и близких людей. Дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране, к людям у них проявляются в восхищении своим городом, своей страной, окружающими его людьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного дошкольного образовательного учреждения глубокой целенаправленной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию, приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, страны, формировать чувство любви к своей малой родине, пробудить чувства гордости за то, что они живут в такой замечательной стране как Россия!

Актуальность проблемы.

Задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества. Дети страдают дефицитом знаний о городе, крае, где многие из них родились и живут, родной стране, особенностях русских традиций.

 

Равнодушно относятся к близким, пожилым людям, товарищам по группе, недостаток сострадания и сочувствия к чужим переживаниям, к чужому горю. Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить родной край, свою Родину. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что каждому из нас надо быть полезным Родине, а для этого надо много знать, уметь, с детства совершать такие поступки, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем — на благо всей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. Оно начинается у ребенка с отношения к своей семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…,

с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что находит отклик в его душе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его архитектурой, ребенок учится осознавать себя живущим в определенном временном периоде, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры

Патриотическое воспитание-понятие емкое. Наша задача — как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Все выше сказанное способствовало началу работы над проектом «Мой город – частица Родины большой».

Проблема: В результате анализа знаний о своем городе было выявлено, что дети не владеют достаточной информацией, имеют элементарное представление. Возник вопрос: как решить выявленную проблему? Так родилась идея педагогического проекта: расширить знания детей о своем городе, его жителях, истории и культуре.

Ведь уже с детства человек должен любить свою Родину, родной край, гордится своей национальной принадлежностью. Если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее благоприятным периодом для воспитания высоких социально-нравственных качеств в детях, для которых характерны податливость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это остается с ним на всю жизнь.

Важным условием решения проблемы является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Как выяснилось, родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимания данной проблеме, считают ее не важной. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, следовательно, проблема нравственно — патриотического воспитания важна для общества в целом.

Гипотеза исследования: не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях. Будут знать имена тех, кто основал его, начнут проявлять интерес к природе северного края, к жизни коренного населения, к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель достигнута, и задачи проекта выполнены.

Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, воспитание любви и привязанности к родному краю

Задачи: Обучающие

  • Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство.
  • Расширить знания о растительном и животном мире родного края.
  • Познакомить детей с историей родного города.
  • Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города, где они живут.
  • Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

Развивающие

  • Развивать эмоционально — целостное отношение к своей семье, дом, улице, городу, краю, стране.
  • Вызвать интерес к истории своего города, уважение к людям труда.
  • Осуществлять знакомство с природно-экологическим своеобразием родного региона.
  • Развивать представление о культуре и быте коренных народов родного края.

Воспитывающие

  • Воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культуре, ценностям природы.

Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.

Ожидаемые результаты:

  1. Систематизируются представления о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство.
  2. Расширится знания о растительном и животном мире родного края.
  3. Детей познакомятся с историей родного города.
  4. Закрепят знания детей об историческом прошлом и настоящем города, где они живут.
  5. В ходе работы над проектом дети познакомятся символикой, архитектурой, климатическими условиями, флорой, фауной.
  6. Сформируется положительное отношение к окружающему миру, своей семье, другим людям, самому себе.
  7. Вырастет интерес к коренному населению, его культуре, быту. Будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, округа, страна в цело и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
  8. Возникнет чувство гордости за свой город, желание сохранить его чистым и красивым.
  9. Появится ответственность за свои дела и поступки.

Проект рассчитан на 1 год

Новизна проекта.

Заключается в комплексном подходе к решению поставленных задач проекта:

  • интегративный подход в организации образовательной деятельности (организованные формы обучения, совместная деятельность воспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность)
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • совместная деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению прошлого и настоящего родного города, по формированию определенных нравственных качеств;
  • взаимодействие с семьей и социумом по патриотическому воспитанию детей в условиях ДОУ.
  • в создании условий педагогической деятельности всех участников проекта, активной эмоциональной включенности педагогов, детей, родителей, поиском методов и средств освоения задач проекта.

Практическая значимость.

  • Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
  • Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
  • Обогащение предметно- пространственной среды и создание условий для обобщения материала по формированию у детей нравственных качеств.
  • Внедрение в практику совместную работу семьи и детского сада по решению поставленных задач.
  • Формирование у детей интереса к своему городу, сохранению его архитектурных ценностей, воспитание уважения к людям.

Теоретическая значимость.

Долгие годы педагогический процесс нравственно-патриотического воспитания больше был направлен на социум (интересы общества, государства). Советская педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время основами нравственно-патриотического воспитания считают формирование эмоционально – положительных отношений к людям разных национальностей, воспитание любви к своей Родине, месту, где родился и живешь, гуманных чувств и отношений к природе, окружающему миру, восприятие нравственно- волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками. К самому себе, воспитание культуры поведения.

Нравственно- патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о своей малой Родине, базисные знания о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Поэтапное содержание проекта

1этап. Организационно- диагностический.

Диагностика по выявлению знаний у детей о своем городе. Анкетирование родителей.

Создание развивающей предметно – развивающей среды: подобрать материал, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу по теме. Подбор материала для продуктивной деятельности.

Составление перспективного тематического плана.

Разработка содержания конспектов НОД.

Проведение родительского собрания.

2этап. Формирующий.

Организация бесед с родителями.

Оформление информационных стендов.

Проведение цикла НОД на тему «город Киселевск– прошлое и настоящее».

Оформление альбома «Наш край», «Национальные узоры народов Кузбасса», «Красная книга».

Сюжетно – ролевые игры, строительные, театрализованные, развлечение по данной теме.

Изготовление наглядно – дидактических пособий, составление картотек стихов, игр, пословиц, поговорок народов, других. Оформление газет, папок передвижек, информационных уголков по теме.

Беседы родителей с детьми из цикла «Встречи с интересными людьми».

3этап. Обобщающий. Обобщение результатов работы.

Педагогическое обследование.

Подведение итогов.

  1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  2. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  3. Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Моя семья», «Моя малая Родина – Киселевск!»
  4. Оформление альбомов “Улицы города Киселевска”, “История моего района”, «Природа нашего края», «Памятники моего города»
  5. Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о городе Киселевск»
  6. Оформление дидактических игр по краеведению:
  7. “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку»,, «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
  8. Выставка «Сделаем наш район чище» (совместно с родителями)
  9. Макет «Район Красный камень»
  10. Лепка «Животные и птицы нашего края»
  11. Экскурсии в музей ЦРТДЮ, библиотеку.
  12. Оформление уголка «Киселевск-город шахтеров!»
  13. Создание виртуальной экскурсии “Моя малая Родина –Киселевск! ”
  14. Выставка продуктов детской деятельности.
  15. Беседа итоговая “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали? ”

Анализ результативности работы проекта.

Данный проект нашел эмоционально – положительный отклик среди всех участников проекта: детей, родителей, педагогов. Работа над ним способствовала решению всех поставленных задач.

У детей появилось желание быть похожими на близких людей в своих делах и поступках на благо своего города. Возникает желание рассказать о прошлом и настоящем города, его жителях через разные виды деятельности (рассказы, рисунки, аппликации, презентации…). Подводя итог можно сделать вывод, что проектная деятельность способствовала:

  • самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности;
  • возможности конструктивного сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников;
  • активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению психолого-педагогической культуры родителей;
  • активизации творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности;
  • созданию системы знаний по теме проекта, расширить кругозор, повысить познавательную активность;
  • помогла формированию положительной направленности поведения, формированию доброжелательных отношений в коллективе детей;
  • обогащению предметно-развивающей среды в группе, созданию уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, различных выставок, фильмотеки.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год