Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационные формы и методы работы по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических основ у дошкольников: коллективное творческое дело, добровольческая инициатива, акция.
Патриотизм детям
Автор: Воровская Светлана Викторовна   
28.03.2023 03:53

Инновационные формы и методы работы по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических основ у дошкольников: коллективное творческое дело, добровольческая инициатива, акция.Инновационные формы и методы работы по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических основ у дошкольников: коллективное творческое дело, добровольческая инициатива, акция.

Слайд 1 В настоящее время российское общество остро ощущает глобальный кризис, охвативший не только экономические и другие сферы, но и самого человека – его сознание, чувства, поведение. Снижается роль моральных норм и критериев, идет ломка сложившихся нравственных ценностей, обесценивание человеческой жизни, рост преступности, поэтому патриотическое и нравственное воспитание детей становится одним из важных направлений в работе дошкольных образовательных учреждений.

Новое качество воспитания базируется на поиске и открытии совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры, выработке на их основе собственных ценностей. Сегодня я хочу рассказать об инновационных формах работы по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических основ у дошкольников: коллективное творческое дело, добровольческая инициатива, акция.

 

Скачать презентацию

Слайд 2. Изобретателем методики КТД в педагогике считают И.П. Иванова –академика Российской академии образования, лауреата премии имени Антона Макаренко. В 1989 году выпустил книгу «Энциклопедия КТД».

Коллективное творческое дело — это социальная деятельность детской группы, детского объединения, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы конкретная детская группа, создавала его впервые. (И. П. Иванов).

Основные идеи КТД — повседневная забота друг о друге; общие дела на пользу себе и другим людям; основная работа в микроколлективах; весь процесс воспитания носит деятельностный характер; укрепление содружества старших и младших; чередование традиционных и творческих поручений. Иными словами, КТД – это социальное творчество, направленное на служение людям, родине, это творчество самостроительства личности. Мотивом деятельности детей является их самоутверждение, самовыражение, самореализация. Автор методики, Иванов утверждал, что каждый ребенок может почувствовать себя незаменимым, нужным в детском коллективе. А задача педагога – помочь ему в этом.

Слайд 3. Роли при подготовке КТД распределяются следующим образом

Генератор идей – человек, придумывающий само дело.

Организатор – это человек, который берет на себя ответственность за организацию какого-либо дела. Он продумывает выполнение, находит помощников, умеет распределить поручения, сам предлагает идеи, проявляет инициативу при выполнении. В нашем случае это воспитатель.

Активный участник – человек, который активно участвует в подготовке дела, проявляет собственную инициативу, чтобы дело было выполнено хорошо и вовремя. Это дети и родители.

Участник — человек, который по каким-либо причинам не участвовал в подготовке дела, но активно включился в него в ходе его проведения, оказывал помощь другим в выполнении их поручений и т.п. Это воспитатели и родители других групп. Например, наш сад поделен на 2 половины, мы сообщаем о каком-либо мероприятии, вы подключаетесь. (Вешали газеты)

Слайд 4. КТД дают различные возможность ребенку и педагогу

И как следствие происходит

  • формирование коллектива единомышленников
  • освоение культурного пространства

- формирование личности.

Слайд 5. Пример коллективного творческого дела из моей практики – это выставка рисунков и плакатов в северном парке. Мы с детьми обсудили, что мы можем сделать для бездомных животных (естественно, что воспитатель умело подводит детей к этой мысли, проводит предварительную работу»).

Ко всему вышесказанному можно добавить, что КТД один из эффективных способов

формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических основ у дошкольников. Существуют и другие формы коллективной организаторской деятельности, например, добровольческая инициатива. О ней мы и поговорим далее.

Слайд 5.

Добровольческая инициатива – это основная структурная единица духовно-нравственной и гражданско-патриотической деятельности, которая направлена на решение социально важных проблем и задач силами добровольцев. Виды добровольческих инициатив:

Волонтерская акция — однонаправленное ограниченное во времени событие, предусматривающее достижение результата, способствующего урегулированию или ослаблению проблемной ситуации либо решению какой-либо задачи

Добровольческий проект — упорядоченная совокупность взаимосвязанных мероприятий и действий, направленная на решение конкретной актуальной социальной проблемы или общественно значимой задачи в течение определенного промежутка времени.

Программная деятельность — высшая форма системного и регулярного функционирования добровольческого объединения, которая представляет собой долгосрочный или непрерывный процесс перемен, направленный на качественное изменение состояния целевой группы или кластера целевых групп.

Кла́стер (англ. cluster «скопление, кисть, рой») — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Слайд 6. Пример программной деятельности – это наша с вами инновационная площадка «Волонтер 4+». Разработка и реализация программ схожа с созданием и исполнением добровольческих проектов, но предполагает от организаторов наличие навыков стратегического мышления и долгосрочного планирования.

Слайд 7.

Добровольческий проект представляет собой проработанную модель социальных изменений с пошаговым планом их внедрения, учитывающим потребность и наличие ресурсов. Т.е., в первую очередь, при создании проекта мы должны исходить из того, сможем ли мы его реализовать. Т.е объективно оценивать свои силы.

Пример добровольческого проекта я приведу из своего опыта. С помощью интеллект-карты на детском совете мы с детьми составили план проекта «Волонтеры», подробно написали, нарисовали, обозначили, какие добрые дела и для кого мы можем сделать. У нас получилось несколько коллективных творческих дел, которые мы реализовали в течение нескольких месяцев: помогали бездомным животным, учились сортировать мусор, собирали вторсырье, убирали берег реки, сажали деревья, кормили птиц, помогали пожилым людям, поздравляли ветеранов ВОВ, убирали памятники и т.д. Это был долгосрочный проект. К своим делам мы подключили родителей и весь сад (ну почти весь), многие стали участниками. Проект удалось реализовать, сделали все запланированные дела и даже больше.

Слайд 8. С помощью акции можно быстро, емко, ненавязчиво донести до большого количества людей конкретную идею, привлечь внимание к проблеме.

Классификация волонтерских акций очень многообразна: Акции разделяются по продолжительности, масштабу, содержанию. Акции могут быть приурочены к какому-либо событию, имеющему общественное значение или к какой-либо дате.

Социальные акции бывают: благотворительные, донорские, экологические и озеленения и благоустройства территорий, трудового воспитания, патриотические, безопасности дорожного движения, личной безопасности, помощи животным, и другими, в зависимости от выбранной проблемы!

Слайд 9. Распределение ролей. Обратите внимание, что взрослые помимо участия, берут на себя все крупномасштабные работы. Т.Е. организуют доставку, покупку, организацию и т.д.

Слайд 10. Как спланировать и провести акцию? 1. Выделить задачу (проблему) и понять смысл будущей акции. Как можно более четко выбрать одну цель, ради которой проводится акция (просвещение, профилактика, привлечение внимания и т.д.). 2. Определить целевую аудиторию (для кого). 3. Конкретизировать тему. 4. Определить время и место проведения. 5. Написать сценарий акции (хотя бы приблизительный). То есть, написать то, как будет проходить акция. Определить средства. Представить форму акции, рассчитать, что нужно для ее осуществления (количество людей, материалы, способы оповещения). 7. Определить риски. Спрогнозировать возможность срыва акции и снизить риск до минимума. То есть, нужно понять, из-за чего акция может не состояться и как этого можно избежать (Погодные условия). 8. Определить сроки. Когда должна быть проведена акция, когда нужно закончить подготовку материалов, когда нужно проинформировать об акции. 9. Собрать команду. Найти тех людей, которые готовы и смогут осуществить акцию. Важно, чтобы все участники ХОТЕЛИ участвовать в акции, понимали, зачем она нужна. (То о чем все время говорит нам Татьяна Владимировна).

Необходимо, чтобы каждый знал сценарий и все этапы. Распределить обязанности. Кто-то может заниматься только подготовкой, кто-то – только проведением, а кто-то – тем и другим. Важно, чтобы у каждого было ровно столько обязанностей, сколько он РЕАЛЬНО сможет выполнить. И будьте готовы подстраховать друг друга! 12. Начать готовить социальную акцию и уложиться в сроки. 13. Провести акцию. 14. Провести анализ. Обсудить, что получилось, что нет, какие допущены ошибки и как их предусмотреть в следующий раз.

В аспекте темы нашей инновационной площадки мы уже проводили много различных акций. Давайте вспомним, каких? ( «Зеленый ветер», «Открытки для ветеранов-педагогов», газеты для мам города, «Зеленый ветер», «Чистые берега»

Предлагаю разделиться на 3 команды и в течение 5 минут запланировать какую-либо социальную акцию.

1 команда: по гражданско-патриотическому воспитанию, 2 команда – по духовно-нравственному, 3 команда – по экологическому.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год