Семинар-практикум для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Галкина Наталья Сергеевна | |||
24.03.2023 06:25 | |||
Семинар-практикум для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Подготовила: воспитатель Галкина Н.С. Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно -образовательную микросреду — образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество — это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Проанализируем значение слов «воспитание», «нравственность» и «патриот» изучив различные источники: словарь В. И. Даля, психолого-педагогический словарь, словарь Википедия. Можно сделать выводы, что:
Эти три компонента могут применяться только в единстве. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, друзьям по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Для дошкольного периода, характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому – то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Существует множество методик и различных педагогических технологий способствующих развитию нравственности и патриотизма. Но без предшествующего опыта, без ознакомления детей с историей страны, мы не сможем вырастить их настоящими патриотами, такими, чтобы им хотелось жить в России, стать ей полезной и самое главное просто любить свою страну. Одним из самых главных аспектов работы воспитателя остается его взаимодействие не только с детьми, но и родителями, ведь прививая нравственные чувства детям, нам необходимо вести параллельную работу с родителями, чтобы они в домашних условиях показывали собственный пример детям. Потому что даже самые успешные методики нравственно – патриотического воспитания, не дают того, что дает собственный пример родителей и воспитателя. Детство — это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. На протяжении многих веков мир семьи является сильнейшим фактором формирования личности ребенка, что нельзя исключить и не учитывать в процессе работы с детьми в дошкольном учреждении. Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Принципами взаимодействия с родителями являются: - Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. - Индивидуальный подход. - Сотрудничество. Очень важен принцип взаимопонимания между детским садом и семьёй. Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Формы работы: групповые и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные. Для привлечения родителей в систему работы ДОУ активно используются самые различные формы работы, такие как:
Есть много вариантов сотрудничества с родителями, которые известны педагогам и ими активно используются. Предлагаю поиграть. Вы – педагоги. Сегодня есть возможность представить себя в роли родителей своих воспитанников. Эти игры можно использовать в работе с родителями для развития общения педагогов и родителей и обмена необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду, например, на родительском собрании. 1. Игра «Цветы» Вариант 1. Ход игры: (Звучит музыка). Предложить педагогам представить себя в образе одного из цветов и нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на «поляне» (лист ватмана на доске). «Цветы» все разные, так и в жизни, у каждого человека свой неповторимый характер, увлечения, мнения. Но сегодня нас здесь объединяет наша профессия-воспитатель. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Работа с родителями — это процесс общения разных людей, в котором очень важно помнить «Золотое правило нравственности»: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» Кант. Вариант 2. Ход игры: (Звучит музыка). Педагог предлагает родителям представить своих детей в образе одного из цветов. Для творческих работ предлагается разнообразный материал: карандаши, фломастеры, краски, бумага белая и цветная, ножницы, клей. В итоге работы родители держат в своих руках «цветы». «Цветы» великолепны и неповторимы, все растут в разных условиях. Затем родители передают их в руки педагога. Таким образом, совместными усилиями родителей и педагогов оформляется своеобразный «цветник». Ребенок поступает в детский сад. Для того чтобы ребенок легче адаптировался в детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, необходимо взаимопонимание и взаимопомощь взрослых, родителей и педагогов. 2. — Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. -Что такое «семья»? Каково Ваше мнение? (Ответы родителей) -Да, семья – это, прежде всего, любовь. Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья — не могут дать то, что может дать семья. Детский сад не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не детский сад выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры, а детский сад делает все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Сейчас я предлагаю Вам сыграть в одну игру «Ассоциации». Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться дать ответ, первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. - Если семья — это постройка, то она… - Если семья — это цвет, то она… - Если семья — это музыка, то она… - Если семья — это геометрическая фигура, то она… - Если семья — это название фильма, то она… - Если семья — это настроение, то она… -Если семья – это страна, то она называется… -Если семья – это фрукт, то это… -Если семья – это известный литературный персонаж, то это… -Если семья – это животное, то это… Воспитатель: -В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. 3. -Уважаемые родители! Семья – для ребенка – это место его рождения, становления. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребенок не будет счастлив, здоров. Недаром восточная мудрость гласит: Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека. -А как Вы думаете, что такое «воспитание»? (Ответы родителей). Воспитание — это целенаправленное воздействие субъекта на объект. За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания. Вашему вниманию предлагаю философскую сказку, которая покажет в аллегорической форме как происходит воздействие на ребенка и какой метод наиболее эффективны. Сказка «Фиолетовый котенок» Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. — Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать? —Да что с ним цацкаться? — рычал кабан. —Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай! — Он просто глупый, — каркала ворона. —Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь! Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая, белая, яркая. — Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый? — А как бывает еще? —удивлялся котенок. — У меня есть брат, — сказала. Луна, — он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть? — Он похож на тебя? Конечно, хочу. — Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место. Ранним утром котенок увидел Солнце. — Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. —А я знаю твою сестру Луну! — Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся. — Конечно, передам. Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной. Ну и что? Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона —это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир. 4. Упражнение «Закончи предложение» Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету любому родителю, который его продолжает или раздает предложения желающим родителям.. «Моя любовь к ребёнку заключается…» «Когда ребёнок выводит меня из себя, я «Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…» «Если ребенок провинился…» «Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания… «Общение с ребенком – это…» А пока родители продумывают ответ, педагог говорит: -Общение играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка. -Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте. В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. 5. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Игра «Дерево» Беседа «Каким вы хотите видеть своего ребенка?» - Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить? (на доске прикреплен ватман с нарисованным деревом без листьев) -У каждого из Вас есть зелёные листочки. Напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? (Родители пишут качество, подходят по очереди к дереву и, называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок) - Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым… - Посмотрите, какое красивое получилось дерево. Именно от нас с Вами зависит, каким вырастет ребёнок – сухим, пустым, злым и чёрствым, или разносторонним, счастливым, добрым и будет обладать теми качествами, что написаны на этих листках. 6. Сегодня наша встреча посвящена одной из важнейших тем. Наверное, ничто не вызывает у человека столько эмоций и переживаний, как собственные дети. Как найти общий язык, как сделать, чтобы вы с ребенком понимали друг друга без слов. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство. «Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребенком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу второпях. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. -Уважаемые родители, сейчас я предлагаю вам ряд игр, направленных на эмоциональное сближение с ребенком, также носящие развивающий характер. Подобные игры формируют положительный настрой, произвольное внимание. «Жмурки на честность». Игра представляет собой обычные жмурки, но глаза ребенку не завязывают, он их просто закрывает. Ребенку, чтобы оправдать высокое звание честного человека, придется контролировать себя, подавляя желание подглядеть за играющим. Наградой служит эмоциональное поощрение со стороны взрослого. «Попробуй показать, попробуй угадать» Педагог: я буду показывать на вас, и называть какую-либо фразу, вам нужно будет это показать с помощью мимики, интонации голоса и другими действиями с различными предметами. Например, съесть кислый лимон, поднять тяжелый чемодан, понюхать цветок, кушать вкусную еду, гладить котенка, играть в снежки. -Уважаемые взрослые! Отложите все дела в сторону, привлекайте к себе ребенка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым – его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е. через телесное прикосновение подтвердить: «Я тебя люблю». 7. А в конце нашего собрания хотелось бы рассказать вам притчу: «В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках». Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. В наших руках Судьба ребенка, уважаемые взрослые! 9. В заключение нам бы хотелось узнать ваше мнение по поводу нашей встречи. Игра «Яблоки» Красное яблоко — разговор был полезен, мы стараемся придерживаться всех тех принципов, которые были названы или обязательно попробую выполнить ваши рекомендации. Желтое яблоко– информация была полезной, но я не считаю, что важно выполнять все ваши рекомендации. Зеленое яблоко – Информация не была полезной, ничего нового я не узнал. Педагогам предлагается выбрать яблоко и разместить на дереве. -На этом наша встреча подходит к концу, большое спасибо за активное участие. Взаимодействие родителей и детского сада — это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Желаю всем творческих успехов, мира и здоровья!
|