Проект «Социальное партнёрство как ресурс патриотического воспитания детей дошкольного возраста» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Нестерова Светлана Геннадьевна Воронцова Лариса Алексеевна | |||
28.03.2023 19:10 | |||
Проект «Социальное партнёрство как ресурс патриотического воспитания детей дошкольного возраста» государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 п. г. т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области Выполнили:
ГБОУ СОШ №1 п. г. т. Безенчук СП «детский сад Березка» Безенчук, 2023г. 1. Введение Идея России, которая осознается нами, должна определить путь нашего будущего служения ей». Г.П. Федотов
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы. В связи с развитием демократических отношений происходит переоценка ценностей. Разрушение ценностных ориентиров не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы, кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, политическую дезориентацию и деморализацию населения, падения ценностей человеческой жизни и многое другое. Такое положение сокращает воспитательные возможности семьи, приводит к снижению интеллектуального потенциала молодого поколения современного общества. Поэтому сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач нравственного воспитания. Это государственный заказ, отраженный в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», ориентированный на патриотическое воспитание всего населения, который предполагает формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Многие ученые связывают возрождение патриотизма первым шагом к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной системы, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познание проблем истории России и родного края, актуальна и трудна, но эффективность её решения возможно только при совместном подходе всех структур социума. Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, когда происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Патриотическое воспитание предполагает укоренение в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это — фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека. Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания детей выдвигает на первый план задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства семьи, ДОО, школы и других социальных институтов. Поэтому основными задачами современной образовательной практики является воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, готового служить Родине. Поэтому мы разработали проект «Юные патриоты» для детей старшего дошкольного возраста. Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс реализации проекта «Юные патриоты». 2. Актуальность проекта За последние годы патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений современных образовательных организаций. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы прежде всего на семью. Именно семья является источником и звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. Именно в ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Не случайно основная задача патриотического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Анализируя работу по патриотическому воспитанию дошкольников, мы выявили факт недостаточного подключения родителей (законных представителей) к решению данного вопроса. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель – вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания дошкольников. Важное направление работы СП «детский сад Берёзка» – это моделирование совместной деятельности с воспитанниками и родителями (законными представителями) на основе организации проектов. В связи с этим был разработан проект «Юные патриоты», который продолжает осуществляться в настоящее время. Тип проекта: информационно – практический, открытый, групповой, долгосрочный Участники: дети, воспитатели, родители, педагоги ДОО Характер содержания: ребёнок и родной посёлок Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации: январь-май 3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты Цель проекта: развитие у старших дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Основополагающий вопрос: Кого называют патриотом? Гипотеза: реализация проекта «Юные патриоты» будет способствовать развитию гражданственности, патриотизма у старших дошкольников. Проблема: в результате педагогического мониторинга установлено, что большинство детей показали низкий и средний уровни развития развитие у старших дошкольников гражданственности, патриотизма. Темы самостоятельных исследований:
Методологическую основу составляют:
(О. С. Гаманин, Г.Д. Гачев, И.А. Долголева, А.Д. Жариков, И.Я. Ильин, Б.Т. Лихачев, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, И.А. Малашихина, И.Н. Музалев, Л.Ф. Островская). Ожидаемые результаты:
Продукт:
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие». 4. Аннотация проекта Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и их родителями по развитию гражданственности и патриотизма у дошкольников. Проектом предусмотрено взаимодействие с ГБОУ СОШ №1, выставочным центром Безенчукского района «Радуга», Безенчукской общественной организацией ветеранов, Центральной районной библиотекой. Принципы:
Пути решения проекта:
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОО. Проект адресован педагогам дошкольного и дополнительного образования.
|