НОД по патриотическому воспитанию «Горбушка» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Толстова Светлана Анатольевна | |||
23.03.2023 16:04 | |||
НОД по патриотическому воспитанию «Горбушка» Программное содержание Образовательные задачи: Вызвать интерес к истории одной страны, формировать умение анализировать текст, формировать умение формулировать мысли через слово (аргументировать свою точку зрения), поддерживать заинтересованное отношение к чтению, формировать умение придумать свои версии происходящего, приобщать к традиционным российским ценностям. Развивающие задачи: Продолжать развивать предпосылки смыслового чтения, развивать стремление понять прочитанное, развивать умение использовать речь для обмена чувствами.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к продуктам питания, в частности к хлебу, воспитывать нравственные и патриотические чувства. Словарная работа: блокада, фашисты, мякина, тыл. Материалы: медаль, мультимедийная презентация на тему «Великая Отечественная война», письмо президента В.В. Путина, колосья пшеницы и ржи. Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций про Великую Отечественную войну, беседа про Великую Отечественную войну, рисование на тему Великой Отечественной войны, слушание песен про Великую Отечественную войну, беседа о значении слова «тыл». Методические приёмы:
Список использованной литературы.
Ход занятия: Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть что-то интересное. Посмотрите, что это? (медаль, дети рассматривают медаль, желающим даю возможность потрогать). За что людям дают медаль? (за спасение людей, за храбрость и т.д.) Тоня, прочти, что написано на этой медали? (70 лет Победы в ВОВ 1941-1945г.) Эту медаль вручили моей маме в честь семидесятилетия победы в Великой Отечественной войне по указу нашего президента В. В. Путина. Когда началась война, моей маме было 10 лет. Она была на три года старше вас. Она воевала? А за что ей дали медаль? (она работала в тылу). Когда маме исполнилось 13 лет, война ещё не закончилась. Она жила в деревне с дедом и бабушкой. Они с дедом пасли коней, мама днём, дед – ночью. Однажды дед заболел и мама ночью одна посла коней. Она очень боялась волков и плохих людей, которые воруют лошадей, но домой не убежала – всю ночь просидела на коне. Как вы думаете, она заслуживает такую медаль? (да, заслуживает). Вот как работали люди в тылу для фронта. Родина помнит своих героев. Президент В.В. Путин прислал такое поздравительное письмо моей маме в честь Победы. Письмо мы прочтём в свободное время. Давайте сейчас посмотрим презентацию про Великую Отечественную войну. Просмотр мультимедийной презентации, объясняя значения слов мякина, фашисты, блокада. Мякина – это остатки колосьев, стеблей при молотьбе (показываю настоящие колосья и какие остатки могут быть). Фашисты – это те, кто считают свою нацию высшей (и не смогли бы мы играть в те игры, что мы сейчас играем, фашисты заставляли бы играть в свои игры) Ленинградская блокада – окружение города немцами. Тяжело ли вам было смотреть на картины войны? (да) Мне тоже было тяжело. Физкульт-минутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах). Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом. Я хочу рассказать вам одну историю. За год до окончания войны родился один мальчик, звали его Борей. Он жил на Дону и вырос казаком, и не просто казаком – он был атаманом. (показываю фотографию Бориса Алмазова в атаманском обличии). Его детство было тяжёлым – папа умер, а мама была больной и не могла работать. Борис Александрович Алмазов — так звали нашего героя – решил написать книги про тяжёлую военную и послевоенную жизнь. Вот одна из этих книг – «Матросская лента». (показываю обложку книги) Первый рассказ в этой книге – «Горбушка». Рассмотрите иллюстрации картины, скажите, про что этот рассказ? (про солдат, про хлеб, про войну) (выслушиваю ответы детей, не делаю никаких обобщений) Сейчас я прочитаю и мы узнаем. Борис Александрович Алмазов. «Горбушка» Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела. Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли. Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали. Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой (небольшая пауза, дети додумывают и доканчивают предложение) в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу. (вопрос воспитателя – что могло дальше произойти? Ответы детей: драка, воспитательница отругала. Выслушиваю детей, но не делаю обобщений) В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола. — Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой. Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы. — Ну как дела? — спросил он. — Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам. — Если нормально, то почему некоторые в шапке в комнату входят; явившись с улицы, не моют руки? ( «интересно, а почему?» — задаю вопрос. Ответы детей – от расстроился, обиделся) Действительно, я и шапки не снял, и руки не помыл. — Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось. — Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом... — Горбушкой? — Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня! Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову. — За что тебя наказали? — спросил он. — Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал! — Так!.. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике. Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги. — Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки? — Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого... — А почему их нет? — спросил папа. — Они погибли на войне. — Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок: (пауза, дети догадываются, от чего задрожал подбородок: от волнения, огорчения, печали) — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых...» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран...» — это второй дедушка, мамин папа. — А бабушки? — Они умерли в блокаду. Фашисты окружили наш город. Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия. ( «Как это без продовольствия?» — задаю вопрос. Ответы детей – голод.) Читаю второй раз отрывок «Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия». — И без хлеба? — На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом. — И всё? — И всё... Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей... Блокадный... Папа достал фотографию. — Ну, — сказал он, — найди меня. Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза. — Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама. Я бы её никогда не узнал. — Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные... Я обхватил папу руками и закричал: — Папочка! Накажи меня как хочешь! — Что ты! Что ты!.. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда... А ты его на пол... — Я больше никогда не буду! — прошептал я. — Я знаю, — сказал папа. Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым... — Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже (пауза с целью, чтобы дети догадались, кому рассказать) Гришке... (и даже Гришке) — Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу. Этот рассказ показывает лишь один фрагмент тяжёлой жизни во время Великой Отечественной войны. Наша страна победила эту войну благодаря солдатам и труженикам в тылу. У меня два мешочка, зелёный и чёрный. Они собирают чувства. Если у вас весёлые, радостные чувства, то положите в зелёный мешок, грустные, печальные – положите в чёрный. Спасибо вам за всё.
|