Консультация для воспитателей «Патриотические уголки в ДОУ» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Муратшина Лариса Ильшатовна | |||
28.01.2023 09:02 | |||
Консультация для воспитателей «Патриотические уголки в ДОУ» Подготовила старший воспитатель Муратшина Л.И. Воспитание патриотических чувств у дошкольников- задача очень важная, особенно сейчас, когда общество нуждается в настоящих гражданах, любящих свое Отечество. В какой стране бы ни родился ребенок, он связывает свою родину с домом, где прошло его детство, с родной улицей, с детским садом, с людьми, окружающими его, затем со школой, где он получает знания. Любовь к родному краю должна быть сформирована с самого раннего возраста- в собственной семье, а подкреплена общественными институтами. Основные направления работы по патриотическому воспитанию в детском саду- заложить основы любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследование нравственных и этических ценностей- самый верный способ патриотического воспитания, любви к Отечеству. В детском саду важное значение играет развивающая среда. Поэтому большая роль отводится уголку, где ребенок получает азы социально-нравственного воспитания, знакомится с малой родиной, приобщается к истокам народной культуры. Учится ценить государственные символы При реализации образовательной программы дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать:
соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН. Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России. Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине. Задачи образовательной деятельности в уголке краеведения:
Требования к оформлению:
Принципы организации патриотических уголков
Требования, предъявляемые к патриотическим уголкам Младшая группа. Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства. Следовательно, в уголке должны быть: 1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:
2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями посёлка, открытки, альбомы. 3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах. 4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.). Примерный материал:
Средняя группа. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой поселок и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
В средней группе в уголке должны быть:
Старшая и подготовительная к школе группы. Основные направления работы — краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями поселка, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. 1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево». 2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения посёлка», «Промышленность посёлка», «Наука, образование и культура России», «Знаменитые земляки», «Поселок Саракташ в годы Великой Отечественной войны», «Достопримечательности Саракташского района», «Архитектура», «Спорт». Подборка стихотворений о посёлке, Оренбуржье. Карта района, Оренбургской области. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения поселка). 3. Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Оренбургской области, портрет Главы региона; материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство). 4. Родная страна — карта Российской Федерации (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); материал о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.). Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. 5. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, макет храма, детская Библия). 6. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны. 7. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники — портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию, их портреты. В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются:
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
|