Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей «Патриотические уголки в ДОУ»
Патриотизм детям
Автор: Муратшина Лариса Ильшатовна   
28.01.2023 09:02

Консультация для воспитателей «Патриотические уголки в ДОУ»Консультация для воспитателей «Патриотические уголки в ДОУ»

Подготовила старший воспитатель Муратшина Л.И.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников- задача очень важная, особенно сейчас, когда общество нуждается в настоящих гражданах, любящих свое Отечество. В какой стране бы ни родился ребенок, он связывает свою родину с домом, где прошло его детство, с родной улицей, с детским садом, с людьми, окружающими его, затем со школой, где он получает знания. Любовь к родному краю должна быть сформирована с самого раннего возраста- в собственной семье, а подкреплена общественными институтами.

Основные направления работы по патриотическому воспитанию в детском саду- заложить основы любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследование нравственных и этических ценностей- самый верный способ патриотического воспитания, любви к Отечеству.

В детском саду важное значение играет развивающая среда. Поэтому большая роль отводится уголку, где ребенок получает азы социально-нравственного воспитания, знакомится с малой родиной, приобщается к истокам народной культуры. Учится ценить государственные символы

При реализации образовательной программы дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать:

  • соответствие образовательной программе ДОО;
  • соответствие возрастным возможностям детей;
  • трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
  • возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
  • вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
  • наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.

соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

 Скачать конспект

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.

Задачи образовательной деятельности в уголке краеведения:

  • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  • пробудить у юных граждан чувство любви к своему поселку, краю, стране уважение к традициям и обычаям;
  • воспитать уважительное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей);
  • формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
  • воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.

Требования к оформлению:

  • эстетическая направленность;
  • рациональное размещение патриотического уголка;
  • учет возрастных особенностей детей;
  • воспитательная и развивающая направленность;
  • целесообразность размещения материалов,
  • доступность, научность, достоверность представленного материала;
  • безопасность.

Принципы организации патриотических уголков

  1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического материала)
  2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, внесение изменений, в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения.
  3. Принцип открытости (возможность добавлять или убирать элементы)
  4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне)
  5. Принцип интеграции (использование материала в других образовательных областях)

Требования, предъявляемые к патриотическим уголкам

Младшая группа.

Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.

Следовательно, в уголке должны быть:

1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:

  • тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид)
  • тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии)
  • фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению)
  • тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.)
  • тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей
  • тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями посёлка, открытки, альбомы.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.).

Примерный материал:

  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной посёлок»;
  • Родословные древа детей;
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Саракташского района;
  • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
  • Предметы декоративно-прикладного искусства
  • Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.

Средняя группа.

Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой поселок и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

  1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
  2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям посёлка и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения посёлка.
  3. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
  4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).
  5. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).
  6. Элементы областной символики (флаг, герб).
  7. Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка, фирменные знаки промышленных предприятий).
  8. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

В средней группе в уголке должны быть:

  • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
  • Портрет президента
  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок»,
  • Родословные древа детей;
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края;
  • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
  • Предметы декоративно-прикладного искусства);
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;
  • Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
  • Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых

Старшая и подготовительная к школе группы.

Основные направления работы — краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями поселка, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему

«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».

2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения посёлка», «Промышленность посёлка», «Наука, образование и культура России», «Знаменитые земляки», «Поселок Саракташ в годы Великой Отечественной войны», «Достопримечательности Саракташского района», «Архитектура», «Спорт». Подборка стихотворений о посёлке, Оренбуржье. Карта района, Оренбургской области. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения поселка).

3. Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Оренбургской области, портрет Главы региона; материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство).

4. Родная страна — карта Российской Федерации (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); материал о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.). Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и

тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

5. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, макет храма, детская Библия).

6. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная

литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

7. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники — портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию, их портреты.

В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются:

  • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
  • Портрет президента
  • Карта страны, глобус
  • Куклы в национальных костюмах
  • Альбомы с архитектурными памятниками страны.
  • Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы»
  • Предметы декоративно-прикладного искусства;
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;
  • Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
  • Различная познавательная и художественная литература;
  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок», «Города герои»;
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;
  • Родословные древа детей;
  • «Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники.
  • Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)
  • Наборы открыток «Русский быт».
  • Аудиозаписи патриотических песен. Аудио и видеоматериалы о природе родного края.
  • Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
  • Зона костюмирования (фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали).

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

  • в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества
  • в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.
  • в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.
  • в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы.

Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год