Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Патриотизм детям
Автор: Яковлева Нина Ивановна   
29.05.2022 16:47

МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯМУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Н.И. Яковлева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Общеразвивающего вида №5 «Березка», воспитатель (г. Губкин)

В соответствии с Постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 431-пп утверждена «Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы», в целях перевода отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодого гражданина России.

В Стратегии определены региональные приоритеты развития дошкольного образования, одним из которых названо:

  • формирование регионального патриотизма
  • развитие творческой и интеллектуальной способностей каждого ребенка посредством краеведческой деятельности [6].

Вследствие чего дошкольные учреждения, как основное звено системы непрерывного образования, должны включиться в реализацию этой фундаментальной цели общества и разработать принципиально новые формы воспитания и обучения.

 

Однако недостаточный профессионализм педагогов, в педагогическом анализе и оценке качества патриотического воспитания, не позволяет им эффективно управлять данным процессом.

Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего

поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к укреплению нравственного здоровья формируемой личности дошкольника, как будущего гражданина своей страны.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Основы патриотизма закладываются в период дошкольного детства, и эффективность данного процесса не может быть достигнута без учёта специфики природно-климатических и экологических и исторических особенностей родного края. Современный дошкольник, например, отлично знает обитателей Африки, может назвать несколько марок иностранных авто, но простые вопросы об истории, традициях, флоре и фауне родного края зачастую ставят ребёнка в тупик [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает такие принципы:

  • приближение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Поэтому возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Существует немало методик и технологий нравственно-патриотического воспитания, но особое внимание в данной работе, хотелось бы уделить музейной педагогике, как современному направлению в педагогической системе, которое играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т.е неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Музейные специалисты справедливо считают, что чем раньше ребёнок начинает соприкасаться с историческими и культурными ценностями, тем более гибким, образным, непредвзятым будет его мышление, острее восприятие и твёрже знания, полученные через личный опыт [2]. Научные сотрудники музея стремятся начать свою работу с малышами в возрасте от 4-6 лет, а причина в особенностях развития детей. Этот важный период в жизни ребёнка американский психолог Э.Н. Эриксон называет стадией зарождения инициативы. Его характеризует необычно высокая познавательная активность, движущей силой которой является любознательность, способность к самостоятельной регуляции поведения и необычная жажда деятельности. Для реализации задач патриотического воспитания в полном объёме в системе дошкольного воспитания эффективным является совместная деятельность ДОУ и краеведческого музея.

В чём же состоит образовательная специфика музея? Действительно, от него ждут получения новых знаний, информации и это тем более понятно, что у детей дошкольного возраста доминирующим мотивом в общении со взрослыми выступает познавательный. В этот период детей интересуют в основном темы связанные с живой природой, окружающими предметами, именно об этом они расспрашивают взрослых. Конечно, музей способен на многие из них ответить.

И так, музей представляет собой культурно – насыщенную образовательную среду, где синтезируются игра и учёба, общение и творчество, свобода самовыражения и «погружение» в пространство истории и культуры [2].

Учитывая, что стратегия сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной системы образования в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности через создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей, актуальность музея, по мнению педагогов, неисчерпаема, поскольку музейные предметы изначально обладают свойствами исторической достоверности, подлинности и уникальности: «музей – это встреча с подлинной историей».

Отличительной особенностью совместной работы нашего учреждения с Губкинским краеведческим музеем, является интегрированный подход совместно с научными сотрудниками краеведческого музея к решению задач патриотического воспитания. Одной их важных задач является экологическое воспитание — формирование у детей гуманных чувств, бережного отношения к природным ресурсам родного края, проявления заботы и беспокойства об их состоянии.

Совместно со стандартными формами организации детской деятельности разработаны новые формы: игры – занятия в музее, совместные интегрированные занятия в детском саду, обмен экспонатами, детские выставки рисунков в музее, разнообразные виды поисково-исследовательской деятельности воспитанников, новые формы работы с семьями воспитанников по формированию экологической культуры дошкольников.

Ежегодно наш детский сад заключает с краеведческим музеем договор о совместной деятельности, разрабатывается перспективный план работы.

Так как ребенок по прежнему ориентирован на самоценные детские виды деятельности: игровые, творческие, эмоционально-экспрессивные, практико- ориентированные, и у современных детей отмечается стремление к интеграции разных видов деятельности в один процесс: экспериментирование, создание микропроектов, коллекционирование, а такие занятия привлекают возможностью проявления самостоятельности и свободы при реализации замыслов, поэтому совместно с научным сотрудником Солнышкиной Е.Н. разработана система организованной образовательной деятельности под названием «Лесное бюро», которая построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей.

Данные занятия отличаются от традиционных форм познавательных занятий следующим: используются интегрированные компоненты, разнообразные способы интеграции; активно используются модели, алгоритмы, схемы; используются экспонаты музея; занятия проводят: воспитатель и научный работник музея.

В совместной работе с краеведческим музеем мы придерживались единой концепции, суть которой можно выразить понятием комплексный подход к формированию основ патриотизма дошкольников на примере природы родного края и истории становления нашего горняцкого города. Так как наш край очень богат полезными ископаемыми, в том числе железной рудой, которую добывают на градообразующих предприятиях города мы решили углубить знания об этом процессе. Посещая краеведческий музей, дети с удовольствием рассматривали экспонаты, образцы горных пород, которые добывают в карьере Лебединского ГОКа, научные сотрудники проводили обзорные экскурсии, организованную образовательную деятельность в интересной игровой форме, что у дошкольников оставляло неизгладимые впечатления и гордость за свою малую Родину. Исследовательский проект «Волшебная руда» был достойно представлен нашим воспитанником на всероссийском конкурсе «Я исследователь» [4].

Одной из планируемых форм совместной деятельности с музеем являются экскурсии в краеведческий музей, игры – занятия в музее. Цель организованной образовательной деятельности — воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природным богатствам. Атмосфера и интерьер музея располагают к восприятию новой информации, которую доносит научный сотрудник музея. В этом пространстве дети занимаются, впитывая в себя информацию о природе и железорудном богатстве нашего края, при этом, испытывая гордость за малую Родину [5].

Они получают информацию в виде визуального ряда, рассказа экскурсовода.

Своё общение с детьми научный сотрудник Елена Николаевна Солнышкина строит таким образом, что интерес и активность детей во время занятий в зале музея не угасают. Переключая с одной деятельности на другую и внося в занятия элементы игры, она активизирует восприятие, снимает усталость.

После посещения музея дети занимаются творческой деятельностью, то есть всё увиденное переносят в рисунок. На самом деле творческий и информационный процессы тесно переплетены.

По данной проблеме работа ведётся не только с детьми, но и с родителями. Ведь полноценное развитие и воспитание ребёнка невозможно без участия родителей. Мы должны объединить усилия педагогов и семьи воспитанников, только тогда мы получим хороший результат. Родители – основное связующее звено между ребёнком и детским садом. От их уроков зависит каким ребёнок станет в будущем. Это очень справедливо, так как именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности к тому, что дорого каждому человеку. На родительских собраниях проводятся: анкетирование, беседы, даются рекомендации и полезные советы: «Как научить ребёнка любить природу?», «Природа в жизни дошкольника», «Актуальность музея». В нашем учреждении родители занимают активную позицию. Традиционными стали новые формы работы с семьёй, такие как совместные проекты: операция «Подснежник» (оформлялись листовки: "Не уничтожайте красоту леса" и развешивались в определенных местах города.); «Живи, родник, живи!» (была организована экскурсия к святому роднику села Меловое, где дошкольники познакомились с историей возникновения этого родника, познакомила старейшина села Варвара Ильинична, дети с удовольствием напились чистейшей воды из родника и взяли с собой домой. Воспитанники увидели и ощутили значимость этого родника, в следствии чего у них сформировались гуманные чувства, проявление заботы и беспокойства о состоянии природных ресурсов родного края); "Путь от карьера до нас"; "Покормите птиц зимой" (кормушки, сделанные руками родителей, были развешены детьми и воспитателями в скверах и парках родного города) [3].

Мы стараемся убедить родителей и детей в необходимости изучения классической литературы, истории своего края, произведений искусства. Так как в настоящее время особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к природе и животным, любви к национальной культуре, родному краю, огромную помощь в этом процессе оказывают технологии музейной педагогики, сделав процесс формирования личности ребенка эффективным и результативным для педагога и увлекательным и занимательным для детей.

Сложившаяся в настоящее время в Белгородской области система работы по патриотическому воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем обеспечивает условие для свободного духовно-нравственного развития личности ребёнка.

Список используемой литературы:

  1. Козлова С.А. "Родной край" Москва Просвещение 1990.
  2. Малюшова Н."Здравствуй, музей" Дошкольное воспитание. 2009. -№11. -с. 24-29.
  3. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. "Экологические проекты" Издательство "Учитель" Волгоград 2008.
  4. Николаева С.Н. "Ознакомление дошкольников с неживой природой" Педагогическое общество России — Москва 2003.
  5. Рыжова Н.А. "Музейная педагогика в детском саду". Исторические мини-музеи. Приложение к журналу "Дошкольное образование" №22 2010г.
  6. Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 – 2020 годы, Белгород, 2012.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год