МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Яковлева Нина Ивановна | |||
29.05.2022 16:47 | |||
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Н.И. Яковлева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Общеразвивающего вида №5 «Березка», воспитатель (г. Губкин) В соответствии с Постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 431-пп утверждена «Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы», в целях перевода отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодого гражданина России. В Стратегии определены региональные приоритеты развития дошкольного образования, одним из которых названо:
Вследствие чего дошкольные учреждения, как основное звено системы непрерывного образования, должны включиться в реализацию этой фундаментальной цели общества и разработать принципиально новые формы воспитания и обучения.
Однако недостаточный профессионализм педагогов, в педагогическом анализе и оценке качества патриотического воспитания, не позволяет им эффективно управлять данным процессом. Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к укреплению нравственного здоровья формируемой личности дошкольника, как будущего гражданина своей страны. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Основы патриотизма закладываются в период дошкольного детства, и эффективность данного процесса не может быть достигнута без учёта специфики природно-климатических и экологических и исторических особенностей родного края. Современный дошкольник, например, отлично знает обитателей Африки, может назвать несколько марок иностранных авто, но простые вопросы об истории, традициях, флоре и фауне родного края зачастую ставят ребёнка в тупик [1]. Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает такие принципы:
Поэтому возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Существует немало методик и технологий нравственно-патриотического воспитания, но особое внимание в данной работе, хотелось бы уделить музейной педагогике, как современному направлению в педагогической системе, которое играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т.е неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Музейные специалисты справедливо считают, что чем раньше ребёнок начинает соприкасаться с историческими и культурными ценностями, тем более гибким, образным, непредвзятым будет его мышление, острее восприятие и твёрже знания, полученные через личный опыт [2]. Научные сотрудники музея стремятся начать свою работу с малышами в возрасте от 4-6 лет, а причина в особенностях развития детей. Этот важный период в жизни ребёнка американский психолог Э.Н. Эриксон называет стадией зарождения инициативы. Его характеризует необычно высокая познавательная активность, движущей силой которой является любознательность, способность к самостоятельной регуляции поведения и необычная жажда деятельности. Для реализации задач патриотического воспитания в полном объёме в системе дошкольного воспитания эффективным является совместная деятельность ДОУ и краеведческого музея. В чём же состоит образовательная специфика музея? Действительно, от него ждут получения новых знаний, информации и это тем более понятно, что у детей дошкольного возраста доминирующим мотивом в общении со взрослыми выступает познавательный. В этот период детей интересуют в основном темы связанные с живой природой, окружающими предметами, именно об этом они расспрашивают взрослых. Конечно, музей способен на многие из них ответить. И так, музей представляет собой культурно – насыщенную образовательную среду, где синтезируются игра и учёба, общение и творчество, свобода самовыражения и «погружение» в пространство истории и культуры [2]. Учитывая, что стратегия сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной системы образования в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности через создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей, актуальность музея, по мнению педагогов, неисчерпаема, поскольку музейные предметы изначально обладают свойствами исторической достоверности, подлинности и уникальности: «музей – это встреча с подлинной историей». Отличительной особенностью совместной работы нашего учреждения с Губкинским краеведческим музеем, является интегрированный подход совместно с научными сотрудниками краеведческого музея к решению задач патриотического воспитания. Одной их важных задач является экологическое воспитание — формирование у детей гуманных чувств, бережного отношения к природным ресурсам родного края, проявления заботы и беспокойства об их состоянии. Совместно со стандартными формами организации детской деятельности разработаны новые формы: игры – занятия в музее, совместные интегрированные занятия в детском саду, обмен экспонатами, детские выставки рисунков в музее, разнообразные виды поисково-исследовательской деятельности воспитанников, новые формы работы с семьями воспитанников по формированию экологической культуры дошкольников. Ежегодно наш детский сад заключает с краеведческим музеем договор о совместной деятельности, разрабатывается перспективный план работы. Так как ребенок по прежнему ориентирован на самоценные детские виды деятельности: игровые, творческие, эмоционально-экспрессивные, практико- ориентированные, и у современных детей отмечается стремление к интеграции разных видов деятельности в один процесс: экспериментирование, создание микропроектов, коллекционирование, а такие занятия привлекают возможностью проявления самостоятельности и свободы при реализации замыслов, поэтому совместно с научным сотрудником Солнышкиной Е.Н. разработана система организованной образовательной деятельности под названием «Лесное бюро», которая построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей. Данные занятия отличаются от традиционных форм познавательных занятий следующим: используются интегрированные компоненты, разнообразные способы интеграции; активно используются модели, алгоритмы, схемы; используются экспонаты музея; занятия проводят: воспитатель и научный работник музея. В совместной работе с краеведческим музеем мы придерживались единой концепции, суть которой можно выразить понятием комплексный подход к формированию основ патриотизма дошкольников на примере природы родного края и истории становления нашего горняцкого города. Так как наш край очень богат полезными ископаемыми, в том числе железной рудой, которую добывают на градообразующих предприятиях города мы решили углубить знания об этом процессе. Посещая краеведческий музей, дети с удовольствием рассматривали экспонаты, образцы горных пород, которые добывают в карьере Лебединского ГОКа, научные сотрудники проводили обзорные экскурсии, организованную образовательную деятельность в интересной игровой форме, что у дошкольников оставляло неизгладимые впечатления и гордость за свою малую Родину. Исследовательский проект «Волшебная руда» был достойно представлен нашим воспитанником на всероссийском конкурсе «Я исследователь» [4]. Одной из планируемых форм совместной деятельности с музеем являются экскурсии в краеведческий музей, игры – занятия в музее. Цель организованной образовательной деятельности — воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природным богатствам. Атмосфера и интерьер музея располагают к восприятию новой информации, которую доносит научный сотрудник музея. В этом пространстве дети занимаются, впитывая в себя информацию о природе и железорудном богатстве нашего края, при этом, испытывая гордость за малую Родину [5]. Они получают информацию в виде визуального ряда, рассказа экскурсовода. Своё общение с детьми научный сотрудник Елена Николаевна Солнышкина строит таким образом, что интерес и активность детей во время занятий в зале музея не угасают. Переключая с одной деятельности на другую и внося в занятия элементы игры, она активизирует восприятие, снимает усталость. После посещения музея дети занимаются творческой деятельностью, то есть всё увиденное переносят в рисунок. На самом деле творческий и информационный процессы тесно переплетены. По данной проблеме работа ведётся не только с детьми, но и с родителями. Ведь полноценное развитие и воспитание ребёнка невозможно без участия родителей. Мы должны объединить усилия педагогов и семьи воспитанников, только тогда мы получим хороший результат. Родители – основное связующее звено между ребёнком и детским садом. От их уроков зависит каким ребёнок станет в будущем. Это очень справедливо, так как именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности к тому, что дорого каждому человеку. На родительских собраниях проводятся: анкетирование, беседы, даются рекомендации и полезные советы: «Как научить ребёнка любить природу?», «Природа в жизни дошкольника», «Актуальность музея». В нашем учреждении родители занимают активную позицию. Традиционными стали новые формы работы с семьёй, такие как совместные проекты: операция «Подснежник» (оформлялись листовки: "Не уничтожайте красоту леса" и развешивались в определенных местах города.); «Живи, родник, живи!» (была организована экскурсия к святому роднику села Меловое, где дошкольники познакомились с историей возникновения этого родника, познакомила старейшина села Варвара Ильинична, дети с удовольствием напились чистейшей воды из родника и взяли с собой домой. Воспитанники увидели и ощутили значимость этого родника, в следствии чего у них сформировались гуманные чувства, проявление заботы и беспокойства о состоянии природных ресурсов родного края); "Путь от карьера до нас"; "Покормите птиц зимой" (кормушки, сделанные руками родителей, были развешены детьми и воспитателями в скверах и парках родного города) [3]. Мы стараемся убедить родителей и детей в необходимости изучения классической литературы, истории своего края, произведений искусства. Так как в настоящее время особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к природе и животным, любви к национальной культуре, родному краю, огромную помощь в этом процессе оказывают технологии музейной педагогики, сделав процесс формирования личности ребенка эффективным и результативным для педагога и увлекательным и занимательным для детей. Сложившаяся в настоящее время в Белгородской области система работы по патриотическому воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем обеспечивает условие для свободного духовно-нравственного развития личности ребёнка. Список используемой литературы:
|