Патриотическое воспитание в рамках подготовки театрализованных мероприятий в ДОУ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Болдарева Ю.Н., Гончарова Л.А. | |||
29.05.2022 18:28 | |||
Патриотическое воспитание в рамках подготовки театрализованных мероприятий в ДОУ
Воспитатели МБДОУ д/с № 17 г. Белгород Раскрытие и развитие творческих способностей ребенка способствует гармоничному формированию личности. Поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть творческий потенциал каждого малыша, а также с большей продуктивностью содействует усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой.
Театрализованная деятельность сочетает все виды творчества: песенное, танцевальное, речевое, изобразительное. В нее включаются все виды детской деятельности: игровая, художественная, речевая, познавательная, конструктивная. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. Ребенок старается воплотить в живые образы и действия всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни. Эта деятельность основана на интересах и предпочтениях ребенка, дает возможность заниматься любыми видами деятельности – игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Театрализованная деятельность — важное средство формирования у детей эмпатии, т.е. возможности различать чувственное состояние человека согласно интонации, мимике, жестам, умения ставить себя место другого человека в различных ситуациях, находить соответственные способы содействия. У театрализованной деятельности огромные воспитательные возможности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети познакомятся с окружающим миром в абсолютном его разнообразии через образы, звуки, краски. Грамотно поставленные вопросы, будут побуждать их мыслить, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность в детском саду формирует значимый потенциал патриотического воспитания детей. Она оказывает существенную помощь в формировании любви к родному краю. Чудесные местные легенды, сказки, песни, обычаи, исторические повествования, биографии выдающихся людей той или иной местности, а так же многообразие различного краеведческого материала может стать основой замечательных спектаклей, театрализованных представлений, литературно — музыкальных композиций, исполняемых детьми. Благодаря различным средствам сценического мастерства, развивается и укрепляется любовь к Родине, гуманное отношение к окружающим, уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ. Мы активно применяем метод театрализации во всех событийных моментах патриотической тематики, посвященных общероссийским праздникам (День победы, День защитника отечества, День матери, Новый год, Международный женский день и др.). Очень важный момент, на который стоит обратить внимание, это выбор репертуара для театральной постановки. Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Конечно, лучше всего для детей подходят русские народные сказки. В русской народной сказке заключается мудрое и ясное понимание жизни. Она радует оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из его героев, приобщается к культуре своего народа. Непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь. Материал для постановок я подбираю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Принимая во внимание интерес детей к сказкам, доступность детского восприятия, а также общеизвестное значение сказки для нравственного и патриотического воспитания детей в своей работе я использую наиболее популярные из них. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, помогать друг другу в беде. Сказка «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми, работать заодно. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, но если так случилось, не нужно отчаиваться, а постараться найти выход из сложной ситуации. Сказки, которые учат слушаться родителей, старших — это «Гуси-лебеди», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ( «Хаврошечка», «Морозко»), мудрость восхваляется ( «Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка»,), забота о близком поощряется ( «Бобовое зернышко»). Язык и ритм русской сказки, несомненно, создают в памяти, сознании, душе ребенка определенный строй, связанный с национальным мироощущением. Воспитанный на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он ни родился. Большую роль в воспитании патриотических чувств детей посредством театрализованной деятельности играет работа с родителями. Проведение консультаций, мастер – классов, совместных работ по изготовлению атрибутов для театра – это значимый вклад родителей в становление личности ребёнка. Совместно с детьми родители изготавливают маски сказочных героев из подручных материалов, из старых мягких игрушек получаются забавные куклы на руку. Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления или нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. Именно в театрализованных играх ребёнок получает определённые знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребёнок переживает разнообразные эмоциональные состояния и действует. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций. Список литературы Кочкина А.Н. Театрализованная деятельность, как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ – Адрес доступа: https: //nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/10/28/konsultatsiya-dlya-vospitateley-teatralizovannaya Стеблина Д.С. Театрализованная деятельность как средство воспитания патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста – Адрес доступа: https://multiurok. ru/index. php/files/doklad-teatralizovannaia-deiatelnost-kak-sredstvo. html Мельцова У.А. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности — Адрес доступа: http://elar. uspu. ru/bitstream/uspu/7460/2/10Meltsova. pdf
|