ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Белолипецкая Л. Г. Ковела Т. А. Удальцова И. Н. Фролова Ж. В. Хайруллина А. А. Гриценко М. А. Люпа О. В. Прокофьева Л. Е. Лисовец Е. Д. Малахова Е. В. | |||
10.05.2022 09:35 | |||
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад общеразвивающего вида №25 «Цветик-Семицветик» Долгопрудный 2022 Пояснительная записка Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. Инновационный образовательный проект «Родной свой край Люби и знай» направлен на разработку новых принципов организации деятельности дошкольной системы образования по нравственно-патриотическому воспитанию. Актуальность проекта Формирование гражданского общества и правового государства в любой стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как именно сейчас государство стремится возвратить утерянные ценности. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – проблема очень сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами, поэтому цели и задачи патриотического воспитания дошкольников требуют переосмысления. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств в душе каждого человека, это те корни, которые привязывают его к семье, родному городу, родной природе, Отечеству. И развить это чувство, сформировать его в полной мере в душе каждого ребенка – это первостепенная наша задача. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Осознание значимости проблемы воспитания у дошкольников любви к родному краю, его природе побудило к активизации краеведческой работы. Знакомство ребёнка с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у него такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории малой Родины, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце… Чувство Родины начинается у ребёнка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Технология проектирования формирует у ребёнка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребёнку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе. Гипотеза: Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к малой Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям. Задачи проекта:
Вид проекта: познавательно-творческий, межгрупповой. Участники: педагоги, дети старших и подготовительных к школе групп, родители Сроки реализации: апрель 2022 г. — май 2023 г. Направления реализации: «Город традиций»: изучение истории возникновения города, посещение историко-краеведческого музея, знакомство с историческими и трудовыми традициями, изучение вклада города в историю страны (победа в ВОВ, развитие авиации, освоение космоса и пр.), создание альбомов и презентаций об истории города. «Город героев»: знакомство с людьми, прославившими наш город, изучение рассказов об их жизни и подвигах, поисковая работа по направлению «Как мы чтим память героев» (чьи имена носят улицы города, школы, кому из героев поставлены памятники), создание альбомов и презентаций. «Город труда»: знакомство с предприятиями города, экскурсии (в том числе виртуальные) на различные предприятия, в учреждения и т.д., участие в муниципальном творческом конкурсе «Профессии моих родителей», создание альбомов и презентаций «Люди труда» «Город парков»: знакомство с флорой и фауной Подмосковья, долгосрочные наблюдения, исследовательские проекты экологической направленности, участие в акциях экологической направленности (субботники, посадка деревьев, раздельный сбор мусора и т.п.) «Город искусства»: знакомство с художественной экспозицией в историко-краеведческом музее, изучение федоскинской лаковой миниатюры, работа в творческих мастерских, участие в муниципальных выставках и творческих конкурсах, посвященных юбилею города; музыкальное краеведение, подготовка и выступления на муниципальных площадках. «Город спорта»: знакомство со спортивными традициями города, посещение стадиона, бассейна, различных секций, знакомство со спортсменами города, приглашение их на детские и совместные спортивные мероприятия и соревнования, подготовка фотогазет и презентаций о спортивных достижениях. «Город будущего»: творческие мастерские по созданию проектов будущего города, ЛЕГО-турнир «Город моей мечты». Этапы проведения и реализации проекта: I. Информационно-накопительный:
II. Организационно-практический.
III. Презентационно-завершающий
IV. Контрольно-рефлексивный
Необходимые условия реализации проекта:
Предполагаемый результат:
Предложения по возможному распространению проекта: Проект можно использовать в любой старшей и подготовительной группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные педагогические мероприятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
|