Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в современном мире.
Патриотизм детям
Автор: Санкеева Наталья Евгеньевна   
09.05.2022 19:09

Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в современном мире.Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в современном мире.

Нравственно — патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким и дорогим людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке.

Чувство любви к Родине — это преданность своей стране, городу, селу и даже маленькой деревеньке. Это стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культуру, быт каждого народа, входящего в состав Российской Федерации.

В настоящее время преобладает новый тип личности, который должен соответствовать Российскому обществу. Данному обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью и целеустремленные. В то же время в обществе наблюдается явный «Упадок нравственности», который проявляется в антисоциальном поведении, как у отдельных личностей, так и во взаимодействии между людьми.

В содержание ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Все это можно увидеть в программе воспитания ДО. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, инициативны и умеют искренне сочувствовать и сопереживать ближнему. Именно в этот период происходит формирование духовно – нравственных ценностей личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации как индивидуальной личности в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни воспитанника является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на него, так как получаемые им впечатления от какой либо деятельности очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь могут отпечататься в памяти, как пример для подражания.

 

Современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: у них другие ценности, идеалы, правила, нормы поведения. Изменилось отношение людей к Родине, семье и уважению к ближнему. Одним из характерных проявлений низкого уровня духовного развития и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения Родины, ее традиций и обычай, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Современные дети мало знают о своей малой Родине, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот фундамент, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего подрастающего поколения, его будущее в лице наших с вами детей, внуков и воспитанников.

Патриотическое обучение и воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО направленно на следующие формы работы с детьми: увлекательные и познавательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов, мультфильмов) в соответствии с темами НОД; работа с родителями; экскурсии по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Для нравственного — патриотического воспитания важно знакомить детей с прошлым своей страны, ее истоками – культурным наследием и достояниями каждого города в отдельности. Недаром старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». В изучении историко-культурного наследия страны помогают следующие формы работы:

  1. Фольклор. Одна из распространенных форм, которая способствует формированию нравственных качеств, всей личности ребенка, развитию его интеллектуальных и творческих способностей. При формирование нравственных качеств можно широко использовать все виды фольклора такие как, сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.
  2. Близкое окружение. Немалое значение для воспитания у воспитанников интереса и любви к родному краю, улице имеет ближайшее его окружение. Постепенно ребенок знакомится с мамой, папой, соседскими детьми, детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Все это на прямую формирует у детей нравственные качества.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В нашем детском саду народные праздники занимают неотъемлемую часть в воспитании и обучении нравственно – патриотических качеств дошкольников. Как в любой семье есть свои традиции, а детский сад это одна дружная и большая семья в которой тоже есть свои традиции такие как: «день рождение детского сада», «день именинника», «день семьи», «мама, папа, я — спортивная семья» и многие другие.
  4. Огромное значение имеет пример взрослых в особенности близких людей, которые основываются на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), они разъясняются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.

В нашем дошкольном учреждении разработаны и реализованы следующие мероприятия и проекты: «Наша Родина — Россия» «Моя малая родина — Каргат», «День Победы: Никто не забыт и ничто не забыто!», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица», «День защитника Отечества», «День семьи», «День космонавтики», «Конкурс чтецов посвященный ВОВ», «Женский день», «День матери» и т.д. В рамках каждого из мероприятий или проектов используются такие методы как: беседа, художественно – эстетическое развитие (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т.д.), чтение художественной литературы, игры, информационно-коммуникативные технологии, квесты и т.д.

Особое место занимает тема Великой Отечественной войны. В современном обществе, эта тема способствует объединению, сплочению нашего народа, поэтому ей уделяется особое внимание. Ежегодно мы с воспитанниками поздравляем ветеранов, посещая их на дому, готовим совместно с воспитанниками для них подарки своими руками, учим песни военных лет, готовим концертную программу с участием педагогов и детей всех возрастных групп, смотрим мультипликационные фильмы и видеоролики о войне, читаем произведения о войне. Также дети рассказывают о своих родных, которые принимали участие в военных действиях (рассказы составлены совместно с родителями). Вместе с родителями воспитанники принимают участие в шествии праздничного парада ко Дню Победы, многие идут в «Бессмертном полку» и гордо несут своих прадедов, участвуют в возложении цветов к вечному огню. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любви к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

В каждой группе образовательного учреждения создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой и инициативной личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство единой команды, достижение общих целей, укрепляют семейные узы и традиции. В рамках физического развития в нашем детском саду проводятся образовательно — досуговые мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица», «День защитника Отечества». На этих мероприятиях проводятся эстафеты, по перетягивания канатов, задания на меткость и т.д.

Совместно с родителями организовываются выставки к праздникам, лучшие работы отправляются на районные выставки. Так же родители вместе с детьми участвуют в конкурсах.

Подготовка ко Дню Победы проходит в тесном сотрудничестве с родителями: проходит акция стена памяти, составляются рассказы о родственниках, участвующих в боевых действиях, дети и родители вместе идут на парад.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества и 8 марта для воспитанников старшей и подготовительной группы мы организовываем в виде соревнований, в которых папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками — в конкурсах. Такие спортивные формы проведения праздников воспитывают чувство коллективизма, патриотизма, формируют интерес к выполнению физических упражнений, развивают основные физические качества, приобщают к традициям большого спорта.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы отметить, что все праздники и мероприятия в дошкольном образовательном учреждении проводятся с использование информационно-коммуникативных технологий. Для этого созданы презентации по заданной тематике, подобраны аудиозаписи, фотографии. Большое внимание уделяют новым инновационным технологиям и формам работы.

Уверена, что проводимая нами работа помогает детям развивать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю. Дети испытывают гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции. Формируется чувство гордости за свой народом, его достижении, учит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Накопленный опыт работы педагогами нашего дошкольного учреждения постоянно обобщается и представляется личных сайтах педагогов и на сайте детского сада, конференциях, семинарах и т.д. За счет этого происходит активный обмен опытом с коллегами дошкольных учреждений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год