Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в современном мире. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Санкеева Наталья Евгеньевна | |||
09.05.2022 19:09 | |||
Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в современном мире. Нравственно — патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким и дорогим людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство любви к Родине — это преданность своей стране, городу, селу и даже маленькой деревеньке. Это стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культуру, быт каждого народа, входящего в состав Российской Федерации. В настоящее время преобладает новый тип личности, который должен соответствовать Российскому обществу. Данному обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью и целеустремленные. В то же время в обществе наблюдается явный «Упадок нравственности», который проявляется в антисоциальном поведении, как у отдельных личностей, так и во взаимодействии между людьми. В содержание ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Все это можно увидеть в программе воспитания ДО. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, инициативны и умеют искренне сочувствовать и сопереживать ближнему. Именно в этот период происходит формирование духовно – нравственных ценностей личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации как индивидуальной личности в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни воспитанника является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на него, так как получаемые им впечатления от какой либо деятельности очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь могут отпечататься в памяти, как пример для подражания.
Современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: у них другие ценности, идеалы, правила, нормы поведения. Изменилось отношение людей к Родине, семье и уважению к ближнему. Одним из характерных проявлений низкого уровня духовного развития и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения Родины, ее традиций и обычай, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Современные дети мало знают о своей малой Родине, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот фундамент, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего подрастающего поколения, его будущее в лице наших с вами детей, внуков и воспитанников. Патриотическое обучение и воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО направленно на следующие формы работы с детьми: увлекательные и познавательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов, мультфильмов) в соответствии с темами НОД; работа с родителями; экскурсии по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок. Для нравственного — патриотического воспитания важно знакомить детей с прошлым своей страны, ее истоками – культурным наследием и достояниями каждого города в отдельности. Недаром старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». В изучении историко-культурного наследия страны помогают следующие формы работы:
В нашем дошкольном учреждении разработаны и реализованы следующие мероприятия и проекты: «Наша Родина — Россия» «Моя малая родина — Каргат», «День Победы: Никто не забыт и ничто не забыто!», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица», «День защитника Отечества», «День семьи», «День космонавтики», «Конкурс чтецов посвященный ВОВ», «Женский день», «День матери» и т.д. В рамках каждого из мероприятий или проектов используются такие методы как: беседа, художественно – эстетическое развитие (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т.д.), чтение художественной литературы, игры, информационно-коммуникативные технологии, квесты и т.д. Особое место занимает тема Великой Отечественной войны. В современном обществе, эта тема способствует объединению, сплочению нашего народа, поэтому ей уделяется особое внимание. Ежегодно мы с воспитанниками поздравляем ветеранов, посещая их на дому, готовим совместно с воспитанниками для них подарки своими руками, учим песни военных лет, готовим концертную программу с участием педагогов и детей всех возрастных групп, смотрим мультипликационные фильмы и видеоролики о войне, читаем произведения о войне. Также дети рассказывают о своих родных, которые принимали участие в военных действиях (рассказы составлены совместно с родителями). Вместе с родителями воспитанники принимают участие в шествии праздничного парада ко Дню Победы, многие идут в «Бессмертном полку» и гордо несут своих прадедов, участвуют в возложении цветов к вечному огню. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любви к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. В каждой группе образовательного учреждения создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой и инициативной личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство единой команды, достижение общих целей, укрепляют семейные узы и традиции. В рамках физического развития в нашем детском саду проводятся образовательно — досуговые мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица», «День защитника Отечества». На этих мероприятиях проводятся эстафеты, по перетягивания канатов, задания на меткость и т.д. Совместно с родителями организовываются выставки к праздникам, лучшие работы отправляются на районные выставки. Так же родители вместе с детьми участвуют в конкурсах. Подготовка ко Дню Победы проходит в тесном сотрудничестве с родителями: проходит акция стена памяти, составляются рассказы о родственниках, участвующих в боевых действиях, дети и родители вместе идут на парад. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества и 8 марта для воспитанников старшей и подготовительной группы мы организовываем в виде соревнований, в которых папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками — в конкурсах. Такие спортивные формы проведения праздников воспитывают чувство коллективизма, патриотизма, формируют интерес к выполнению физических упражнений, развивают основные физические качества, приобщают к традициям большого спорта. Обобщая все вышесказанное, хотелось бы отметить, что все праздники и мероприятия в дошкольном образовательном учреждении проводятся с использование информационно-коммуникативных технологий. Для этого созданы презентации по заданной тематике, подобраны аудиозаписи, фотографии. Большое внимание уделяют новым инновационным технологиям и формам работы. Уверена, что проводимая нами работа помогает детям развивать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю. Дети испытывают гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции. Формируется чувство гордости за свой народом, его достижении, учит любоваться природой, бережно относиться к ней. Накопленный опыт работы педагогами нашего дошкольного учреждения постоянно обобщается и представляется личных сайтах педагогов и на сайте детского сада, конференциях, семинарах и т.д. За счет этого происходит активный обмен опытом с коллегами дошкольных учреждений.
|