Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы) |
Патриотизм детям | |||
Автор: Фидькова Анастасия Васильевна | |||
10.02.2022 21:21 | |||
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы) «Войну выиграл прусский учитель» Отто фон Бисмарк На самом деле хвала прусскому учителю прозвучала не из уст Бисмарка. Эти слова принадлежат профессору географии из Лейпцига Оскару Пешелю. В редактируемой им газете «Заграница» он написал: «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем.»
Прусская гимназическая система тем и отличалась, что формировала у своих выпускников вполне определённые качества: дисциплинированность, аккуратность, почтительность к старшим, «патриотизм» (в смысле абсолютного доверия правительству и полного принятия его внешней и внутренней политики). В настоящее время мы не должны принимать буквально систему воспитания XIX века, а применять их теорию на нашу реальность, учитывая демократические идеи нашего государства. Но что касается воспитания, то в настоящее время воспитательная роль приобретает более важную функцию нежели познавательная. Работник дошкольного образования закладывает фундамент, на котором будущий человек выстраивает свои ценности. Героические примеры защитников нашей Родины в Великой Отечественной войне говорит нам о важности взращивания в школах и детских садах идей патриотизма, любви к Родине. Определение слова патриотизм по словарю С.И. Ожегова – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Духовный патриотизм надо прививать с раннего детства. В этом возрасте все знания, и о родной стране в том числе, усваиваются в большей степени на подсознательном уровне. Именно поэтому нужно очень бережно обращаться к детской душе, к чувствам каждого ребёнка. Необходимо воспитывать и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Цели и задачи патриотического воспитания: Цель – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи:
Принципы реализации программы
Тематическое планирование материала
Рассмотрим значение некоторых из этих тем в воспитательном процессе ДОУ при формировании нравственно-патриотического чувства ребёнка: Моя семья. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Необходимо поддерживать интерес детей к своей семье, воспитывать любовь к близким людям – родственникам. Здесь мы учимся изображать генеалогическое дерево семьи, где толстые ветки – это старшие члены семьи, а маленькие пока ещё тонкие веточки – это сами дети. Предварительно даём детям задание – вместе с родителями просмотреть семейные альбомы, узнать о ближайших родственниках, узнать профессии членов семьи. Мой город. Воспитание у детей любви к родному городу следует постепенно, как бы расширяющимися кругами: свой детский сад, двор, улица, где живёт ребёнок, другие улицы, по которым он ходит – чем они интересны? Какова природа вокруг, зелёное убранство вокруг и так далее. Рекомендую музыку для прослушивания к этой теме: «Наш край», слова Антона Пришельца, композитор Дмитрий Кабалевский, П.И. Чайковский «Времена года», гимн города Санкт-Петербурга. Хлеб – всему голова. Что знают дети о кусочке хлеба, который они едят ежедневно? Часто оказывается – ничего, кроме как его покупки в магазине! Начиная с беседы и рассматривания хлебных изделий в повседневной жизни, дети наблюдают, как и когда хлеб привозят в детский сад. Дети разглядывают картинки и иллюстрации, учат стихи, песни, отгадывают загадки. Это нужно для того, чтобы дети поняли значение хлеба для человека, и какой труд надо вложить, чтобы он оказался у нас на столе. День снятия Блокады Ленинграда. Участвуя в совместных поделках с родителями они знакомятся с прошлым своей семьи, своих бабушек и дедушек. Ребята должны помнить героев защиты Ленинграда. В своих рисунках и поделках они отражают весь ужас того военного времени. Музыка для прослушивания: «Седьмая симфония» Д.Д. Шостаковича, «Священная война» авторы В.Лебедев-Кумач, А Александров. Литература Н. Ходза «Дорога жизни», рекомендации для родителей – посетить музей обороны и блокады Ленинграда. День Защитника Отечества. Мужчина, семья и Родина – те столпы, на которых стоял, стоит и будет стоять патриотизм. Однако защитить страну способен только порядочный мужчина – тот, у которого есть порядок и нет беспорядочности, к которой нас призывает западный мир. Только порядочный мужчина, живущий по совести, способен защитить свою семью, и только такой мужчина, если придет время, защитит и свою Родину. А начинается знакомство с русскими воинами с чтения русских былин о русских богатырях, защищавших рубежи Древней Руси. Можно провести беседу с репродукцией картины В.М. Васнецова «Три богатыря» под музыку симфонии А.П. Бородина «Богатырская». Чувство уважения к воинам Российской армии, а также чувство гордости за свою страну подтверждается детскими играми на военную тематику: «Стой, кто идёт!», «Самолёты» и многие другие. Музыка к данной тематической неделе очень нравится детям «Волшебники двора», композиция «А закаты алые…», авторы Н.Осошник, В.Осошник. Литература к прочтению — былины о богатырях. Народный фольклор и народное творчество. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве сохранялись и передавались из поколения в поколение представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Отдельно необходимо сказать о влиянии русских сказок на формирование внутреннего мира ребёнка на всех этапах его роста. Борьба добра и зла – лейтмотив всех сказок! Чтобы закалить душевные силы ребёнка, вселить уверенность в неизбежность торжества добра над злом, обязательно рассказывают сказки: в этом возрасте только сказочная форма позволяет донести до ребёнка стойкость, мужество и преданность былинного героя в его трудной борьбе со злом, которое он обязательно победит, каким бы страшным оно не было. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Русская роспись передаёт в себе отражение русской природы, которая была неразрывно связана с человеком. Это и солнышко, и деревья, кусты, листики и цветы, животные и птицы. Самое ценное – это мощный импульс добра и радости, который получает каждый человек, который соприкасается с прикладным творчеством как зритель и как создатель. Детям очень нравится слушать русскую народную музыку, читать русские народные сказки, играть в хороводные игры. Космос. О космонавтике, о нашем самом первом космонавте Ю.А. Гагарине дети знают ещё со средней группы детского сада. В старшей группе тема космоса расширяется: дети знакомятся с космонавтами других стран, полётами на Луну, с международными экипажами, играют «в космос». Музыка для прослушивания рекомендуется: группа «Space», группа «Земляне». Город наш – Санкт-Петербург. Продолжая тему знакомства с родным городом продолжаем изучение следующих вопросов. Какие в нашем городе есть достопримечательности, чем или кем можно гордиться? Для этого необходима работа не только с детьми, но и с их родителями. Музыка: Эдвард Григ «Утро» из музыки к пьесе Ибсена «Пер Гюнт», гимн города Санкт-Петербурга. Наша Родина – Россия. В уголке патриотического воспитания ребята знакомятся с символами нашей страны: флагом, гербом, территорией, президентом РФ, словами российского гимна. Игра мемо с темами «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Природные чудеса России» способствует запоминанию различных понятий и знаний о России. И, конечно, разучиваем и поём Гимн Российской Федерации. Столица Москва. Даже в самых удалённых районах дети должны знать о столице нашей Родины – городе-герое Москве. Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов и песен о Москве поможет детям получить о ней представление. На стене может висеть карта России, где большим красным кружком отмечена Москва, а маленьким свой город. Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Необходима планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания. Общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.
|