«Воспитание маленького гражданина» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Зайнуллина Илиза Рашитовна Шаймарданова Гульназ Минсагировна | |||
04.02.2022 08:09 | |||
«Воспитание маленького гражданина»
МБДОУ №74 «Айсылу», г. Набережные Челны РТ Гражданственность, как сложное личностное образование, в структуре отношений состоит из ряда свойств и качеств. Наиболее значимые из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, культура межличностного и межнационального общения. Е.А. Казаева одним из компонентов гражданственности определяет патриотизм. Патриотизм рассматривает как преданность и любовь к своей Родине, своему народу, как привязанность к месту жительства.
Патриотическое воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности. Основы патриотического воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье, любви к родному дому. Формирование гражданской культуры у детей дошкольного возраста осуществляется средствами сюжетно-ролевой игры. Ведь игра является единственным видом деятельности ребенка – дошкольника, где он практически осуществляет вычленение правил общественного поведении того или иного взрослого человека. Беря на себя в игре роль летчика, врача, ребенок изображает носителя этой профессии вообще. Игра не только включает в себя знания детей об окружающей их социальной действительности, но, делая их предметом переживания ребенка, поднимает их на более высокий уровень зрелых социальных отношений. Развитие сюжетно-ролевой игры предполагает и расширение социальной роли ребенка. Через организацию игры, игровых ситуаций каждый ребенок овладевает различными социальными ролями и игровыми действиями, а также обеспечивается воспитание гражданско-патриотических чувств через:
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее благоприятным средством воспитания гражданско-патриотических чувств в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Учитывая возрастные периоды психического развития детей дошкольного возраста, можно определить три направления работы:
В рамках данных разделов формируются:
Позитивная модель поведения предполагает, что ребенок способен:
Позитивное отношение к себе и окружающим включает:
Под личностными качествами имеются в виду:
Коммуникативная компетентность предполагает:
Основной формой гражданского воспитания с детьми выступает совместная деятельность педагога с детьми. В работе с дошкольниками рекомендуется использовать игровые приемы:
Для осознания детьми моральной стороны своих поступков эффективным приемом выступает разыгрывание с помощью игрушек педагогом сценок, точно воспроизводящих нежелательные действия ребенка.
В основе педагогического приема лежит принятие ребенком роли того, кто страдает от действий и включение положительных форм поведения в представления детей о себе.
Позволяет на основе представлений о себе, положительно влиять на поведение детей.
Данный приём позволяет расширить представление детей о социальной действительности, поупражняться в приемах общения с людьми разных профессий, установить простейшие связи между человеком и его отношением к труду.
Данный прием позволяет в практической деятельности поупражнять детей оказании помощи окружающим, разрешении элементарных проблемных ситуаций.
Способствует формированию позитивной модели поведения. Педагог хвалит каждого ребенка за незначительные достижения в области поведения, взаимоотношений, хороших поступков, приобретении новых знаний.
Данный прием используется не менее двух раз в неделю в вечерний отрезок времени. Педагог показывает равные права каждого ребенка, подчеркивает особенности каждого воспитанника. Его уникальность в чем-то малом.
Позволяет закрепить знания детей о людях разных профессий, атрибута, показать значимость труда для других. Наряду с организацией сюжетно-ролевой игры большое внимание уделяется совместной деятельности, в которой и закладываются основы формирования гражданственности. В рамках обогащения сюжетной игры с детьми проводятся экскурсии, обыгрываются игровые ситуации, анализируется содержание художественных произведений, народных сказок, организация народных праздников и развлечений, встречи с интересными людьми, что обеспечивает не только обогащение игровых представлений, но и расширяет представление детей о социальной сфере. Разучивание с детьми народных подвижных, хороводных игр, песенок, потешек позволяет обогатить знания о родном крае, “малой родине”, народным бытом, традициями, праздниками. Важным направлением работы по воспитанию ребенка-гражданина выступают традиции группы. Сообщество в целом и каждый из его членов может спокойно и комфортно жить, если в нем существуют установленные традиции, такие как:
Немаловажное значение играют и групповые нормы:
Организацию работы по гражданскому воспитанию необходимо строить в тесном содружестве с семьей. Привлекать родителей к участию в праздниках, экскурсиях, изготовлению игрового оборудования. В совместной деятельности идёт накопление и расширение знаний детей об окружающей действительности. Игровая деятельность организуется как по желанию детей, в зависимости от условий предметно-развивающей среды, так и по инициативе педагога. Обязательным условием при организации игр является проигрывание каждым ребенком всех социальных ролей. В результате у детей будут сформированы следующие навыки гражданственности:
Литература
|