Педагогический проект «Моя малая родина»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Комбинированного вида №411 городского округа Самара
Выполнил: Богомолова Наталья Александровна Воспитатель МБДОУ детский сад № 411 Самара, 2021 г.
Для России наш город частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой родиной, где мы живем.
Гражданское патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимания данной проблем, считают ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.
Срок реализации: сентябрь – май
Тип проекта: долгосрочный
Особенности проекта:
- по характеру продукта: познавательно-исследовательский, информационный
- по количеству детей: групповой
- по характеру контакта: открытый
- по профилю знаний: межпредметный
Условия реализации: интерес детей и родителей
Актуальность проекта.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине: сейчас о ней говорят, в основном, негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, к своей малой родине, гордости за нее необходимо при любом строе.
«Малая родина» — это прежде всего семья ребенка, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного города и поселка, известные люди.
Дошкольник прежде всего должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на: патриотизм, социальную солидарность.
Новизна проекта.
Проект окажет помощь педагогам ДОУ:
- в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно-образовательном процессе ДОУ – естественное «вхождение» детей в окружающий социум, доступный их возрастным особенностям
- в определении целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиции своего народа
- в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно-духовных качеств личности ребенка (любви к семье, детскому саду, родному краю) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
Гипотеза.
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду нужно с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.
Предполагаемые результаты:
- дети могут знать и называть место проживания, некоторые предприятия родного города и поселка, символику города, достопримечательности, флору и фауну
- дети могут называть свой домашний адрес, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад
- дети могут знать и называть место работы родителей, бабушек и дедушек, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, проявлять внимание и уважение к ветеранам ВОВ, пожилым людям, оказывать посильную помощь им.
Цель проекта: расширять знания детей о родном крае, продолжать знакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим, воспитание любви к своей малой родине.
Задачи проекта:
- познакомить детей с историческим прошлым Самары, родного поселка
- расширять представления детей о разнообразии и уникальности природы Самарского региона
- углубить знания об особенностях архитектуры города, о принадлежности Самары к космической отрасли, возможностях Самары как крупного промышленного города
- познакомить с предприятиями, которые есть в поселке и где трудятся их родители
- воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный
- диагностирование детей, анкетирование родителей
- создание предметно-развивающей среды
- подбор дидактического и иллюстративного материала, дидактических игр, методической литературы
-
2 этап – основной
Разделы программы
|
Виды детско-взрослой деятельности
|
Игровая деятельность
|
- Дидактические игры «Герб города», «Флаг России», «Назови профессию», «Красный, желтый, зеленый», «Расскажи, где ты живешь», «Назови улицы нашего города», «Собери картинку», «Узнай, где нахожусь», «Узнай по описанию»
- Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Почта». «Семья», «Поликлиника», «Детский сад», «Школа», «Путешествие по городу»
|
Познавательная деятельность
|
- НОД «Наша армия родная», «Это сделано у нас», «Родной поселок – прошлое и настоящее», «Самара – город родной», «Символы Самары», «Герои космоса», «Их имена носят улицы нашего города», «Знаменитые писатели земли Самарской»
- Беседы «Кто служит в армии», «Виды вооруженных сил», «Дети-герои ВОВ», «Город в котором живу», «Наши имена»
- Рассматривание фотографий поселка и города в разные годы
- Экскурсии на место работы родителей
- Виртуальная экскурсия «Достопримечательности Самары»
-Познавательная викторина «Кто живет в наших лесах»
|
Развитие речи
|
- Составление рассказов о труде родителей, на тему «Мой родной город (поселок)», «Уголки родного города», «С кем я живу»
- Сочинение стихов о маме, друге
|
Художественная литература
|
-Чтение и заучивание стихотворений по теме проекта
- Отгадывание загадок
|
Изобразительная и продуктивная деятельность
|
- Рисование и аппликация флага, герба Самары
- Знакомство с творчеством И. Репина
- Слушание гимна Самары, песен о Самаре
-Конструирование «Мой любимый детский сад»
- Конструирование из бумаги «Этот день Победы»
- Аппликация «Автобусы едут по улицам», «Мой дом»
Рисование «Мой детский сад», «Мы гуляем в парке», «Достопримечательности Самары»
- Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада
|
Социально-личностное развитие
|
- Акция «Покормите птиц зимой»
- Коммуникативные игры «Я расту…», «Назови ласково»
- Рассказ «Самарский музей космонавтики»
|
Физическое развитие
|
-Подвижные игры «Поезд», «Ждут нас быстрые ракеты»
- Физкультурный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зимние забавы»
- Беседы «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан», «Как устроено наше тело»
- Разработка «Правила чистюли»
- Дидактические игры «Опасно-неопасно», «Полезная и вредная еда»
|
Работа с родителями:
- Оформление фотовыставок «Когда папа был солдатом», «Мамочка и я»
- Составление альбома «Служу России»
- Составление фотоальбома «Моя Самара»
- Выставки «Космические ракеты», «Мой любимый детский сад», «Моя Самара»
- Консультации «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Все начинается с детства»
- Родительское собрание «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
- Анкетирование родителей
3 этап – заключительный
- Итоговая диагностика детей, повторное анкетирование родителей
- Выставка рисунков и поделок , посвященных Дню Победы
- Возложение цветов к мемориалу поселка
- Игра-викторина «Знаешь ли ты малую родину?»
Итог проекта: в ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории города и поселка, символах Самары, ее достопримечательностях, знают имена тех, кто основал и прославил город и поселок, знают свой адрес, место работы родителей, бабушек и дедушек, отражают свои впечатления в продуктивной деятельности. Таким образом, можно считать, что цель и задачи проекта достигнуты.
Библиографический список
- Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.- 112с.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007. – 144с.
- Завальный А. Н., Зинченко В. Н., Мокрый В. С. Символика Самарской области. – Самара: «Сам Вен», 2001. – 44с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2003. – 176с.
Список сайтов.
- https://infourok.ru
- https://www maam.ru
- https://nsportal.ru
- https://otv.21bel.tvoysadik.ru
|