Проект «Армия и тыл едины!»
Авторы:
- Лисина Татьяна Викторовна, учитель-логопед,
- Степанова Наталья Борисовна, воспитатель.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 185 комбинированного вида» Советского района г. Казани Казань, 2020 год
Вид: информационно-практико-ориентировочный.
Тип проекта: групповой.
Форма проведения:
- занятия
- беседы
- совместная деятельность педагогов и детей
- совместная деятельность родителей воспитанников
- наблюдения в ходе проведения эксперимента
- игровые технологии (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры)
- досуговая деятельность
- экспериментальная деятельность
- чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, стихов
- информационно — коммуникационные технологии (просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентации, интерактивные игры).
Скачать конспект
Продолжительность проекта: средняя продолжительность 3 недели.
Место проведения: группа, физкультурный зал, участок для прогулки, семья.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Перспектива использования проекта: использование материалов проекта в своей практической работе педагогами детского сада.
Актуальность проекта:
Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества. Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников являются включение в него культурно – исторического, духовно – нравственного и других компонентов, знание истории и богатейших традиций Отечества. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Родины.
Пояснительная записка:
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
Любовь ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. В детском саду проводится целенаправленная работа по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.
2020 год – юбилейный. Наша страна готовится отметить 75 – летие Победы в Великой Отечественной войне. Праздник вызывает одновременно противоречивые чувства: радости и гордости за страну, выстоявшую и победившую, печали и сожаления о миллионах погибших людей, разоренных городах и селах. Вся страна отдает дань героическому прошлому народа. В общении с взрослыми дети слышат воспоминания о Великой Отечественной войне и героизме наших людей. Важно донести до детей мысль: спустя много – много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину и трудившихся в тылу.
Становится все меньше людей старшего поколения, которые пережили военное время, и которые смогли бы поделиться своими воспоминаниями. Наш долг перед теми, кто отдал свои жизни и здоровье, сохранить и передавать память о них будущим поколениям. Нельзя забывать историю своей Родины! Никто не забыт и ничто не забыто.
Цель проекта: воспитание уважения к героическому прошлому нашей страны, уважения к труженикам тыла — представителям различных профессий.
Задачи воспитательной направленности:
- воспитывать уважение к памяти людей, которые отдали свою жизнь на поле сражений, к традициям, переходящим из поколения в поколение;
- воспитывать уважение к заслугам людей, трудившимся в тылу
- воспитывать чувство гордости за рабочего человека
- воспитывать бережное отношение к хлебу
- воспитывать умения согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, партнеров по игре, соблюдать в играх ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
- воспитывать интерес к русским народным сказкам
- воспитывать аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца
- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту
- развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Задачи образовательной направленности:
- расширить представления, знания детей о Великой Отечественной войне
- побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников
- продолжать знакомить с традициями празднования Дня Победы, рассказать о значимости праздника для всех поколений
- познакомить с профессиями кинолога, ветеринара, повара, тракториста, комбайнера, мельника, пекаря, профессиями работников железной дороги, директора, старшего механика, бригадира, слесаря, сварщика, водителя, танкиста /летчика, кладовщика, хирурга, медсестры, санитара
- учить детей проводить исследовательскую деятельность при посадке зерновых культур
- учить устанавливать причинно-следственную связь между действиями
- побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем
- закреплять умения детей усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и дальнейшего развития ролевых действий
- поощрять самостоятельную организацию детьми подвижных игр
- обогащать словарный запас детей через беседы, просмотр картин и фотографий, чтение художественной литературы и просмотр к ним иллюстраций.
- развивать художественные и творческие способности
- развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов
- развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное
- упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их свойства и качества
- развивать конструктивное мышление, творческую фантазию, воображение и мелкую моторику.
Задача оздоровительной направленности:
- создавать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- формирование гражданско-патриотического сознания, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя Родины
- пробуждение интереса к теме Великой отечественной войны и роли трудового подвига народа во время войны
- формирование интереса к труду и многообразию профессий
- формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения)
- приобретение позитивного опыта, который позволит детям овладеть нравственными ценностями, необходимыми для жизни в современном обществе
- формирование стремления узнать историю своей страны
- воспитание уважения к людям старшего поколения
- повышение познавательной активности, общей культуры и компетентность всех участников проекта
- укрепление взаимосвязи между детьми, родителями и педагогами
- создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей
- создание мини-музея ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, родственников наших воспитанников и сотрудников детского сада
- создание мини-музея «Игрушки детей войны и мирного времени»
- выставка детских рисунков «Плакат глазами детей».
Необходимое оборудование:
технические средства — компьютер, интерактивная доска, магнитофон;
литература – пословицы, поговорки, стихи и рассказы о войне, считалочки, русская народная сказка, рассказы о питании солдат во время ВОВ, художественная литература, загадки;
музыка –аудиозапись песен: «Священная война», «Три танкиста», «Мы, друзья, перелётные птицы», «По полю танки грохотали», «Катюша», «Бьется в тесной печурке огонь», «День Победы»;
иллюстрации — иллюстрации, картинки, фото военных лет.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Определение уровня знаний детей по теме, изучение мнения родителей по вопросу патриотического воспитания.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Разработка и накопление методических материалов по теме проекта.
II этап – основной
Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, воспитания уважения к героическому прошлому нашей страны, уважения к представителям различных профессий.
III этап – презентационный
Работа с детьми.
Понедельник (приложение № 1):
- беседа «Никто не забыт, ничто не забыто»
- знакомство с приглашением к участию в проекте детского сада
- НОД «Никто не забыт, ничто не забыто»
- чтение рассказа С. П. Алексеева «Сто рассказов о войне»
- заучивание считалочки к игре «Граница»
- подвижная игра «Граница».
Вторник (приложение № 2):
- НОД по рисованию "Вечный огонь"
- дидактическая игра «Собери картинку»
- оформление Лепбука «9 Мая»
- подвижная игра «Глоток воды»
- заучивание пословицы, поговорки о войне и мире.
Среда (приложение № 3):
- беседа «Без еды врага не победить»
- чтение русская народная сказка «Каша из топора»
- НОД «Тыл — половина победы»
- заучивание считалочек к играм
- дидактическая игра «Кому, что нужно?»
- сюжетно-ролевая игра «Полевая кухня».
Четверг (приложение № 4):
- просмотр мультфильма «Пирожок» Союзмультфильм, 1956 г.
- дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?»
- опытно-экспериментальная деятельность «Мы посеем и посадим!»
- лото «Юный хлебороб»
- подвижная игра «Вспаши поле».
Пятница (приложение № 5):
- беседа «Железные дороги»
- НОД «На войне не бывает вторых ролей»
- подвижная игра «Меткий стрелок»
- чтение рассказа С.П. Алексеева «Тульские пряники».
Понедельник (приложение № 6):
- прослушивание песни «Мы, друзья, перелётные птицы» из кинофильма «Небесный тихоход» cл. Алексея Фатьянова, муз. В.Соловьева-Седого
- прослушивание песни «По полю танки грохотали» советская военная песня
- НОД по лепке (конструированию) «Человек труда — рабочий»
- сюжетно-ролевая игра «Ремонт военной техники — танка (самолета)»
- оформление мини-музея «Игрушки детей войны и мирного времени» (Фото№ 2)
Вторник (приложение № 7):
- НОД «Работа в военных госпиталях»
- дидактическая игра «Собери картинку»
- сюжетно-ролевая игра «Госпиталь»
- заучивание стихов и считалочки о врачах.
Среда (приложение № 8):
- сюжетно-ролевая игра «Партизаны в тылу врага» на прогулке
- оформление в группе «Военного уголка» (литература, модели военной техники, раскраски, разрезные картинки – военная техника)
- чтение сказки Ю. Я. Яковлева «Как Сережа на войну ходил» (1 часть).
Четверг (приложение № 9):
- беседа — знакомство детей с плакатами посвященные помощи фронту
- рисование «Плакат глазами детей»
- оформление выставки «Плакат глазами детей»
- квест-игра «В поисках потерянных наград»
- сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»
- чтение сказки Ю. Я. Яковлева «Как Сережа на войну ходил» (2 часть).
Пятница (приложение №10):
- прослушивание песен «Катюша», «Бьется в тесной печурке огонь», «День Победы»
- выступления детей подготовленные совместно с родителями по проекту «Все для фронта, все для Победы»
- оформление мини — музея «Никто не забыт, ничто не забыто (фото №3, № 4)
- викторина «Самый ловкий, самый умный».
Работа с родителями:
- приглашение к участию в проекте детского сада (фото № 1, приложение № 1)
- информация в родительский уголок «Пословицы, поговорки о войне и мире»
- информация в родительский уголок «Пословицы и поговорки о труде».
Заключение.
В детском саду созданы: мини-музей «Игрушки детей войны и мирного времени», мини-музей ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, родственников наших воспитанников и сотрудников детского сада. Проведены экскурсии для воспитанников детского сада. Оформлена выставка детских рисунков «Плакат глазами детей». Проект был представлен на заседании педагогического совета детского сада.
Список использованных источников:
- Алексеев С.П. От Москвы до Берлина. Рассказы о Великой Отечественной войне. Москва, Издательство «Малыш», 1985 г.
- Кабирова А.Ш. Нам жить и помнить. Татарская АССР в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) / А.Ш. Кабирова, Е.Г. Кривоножкина, А.С. Бушуев; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. – Казань: Фолиант, 2016. – 248 с.
- Коллектив: Я был на той войне великой. / Великая отечественная война в памяти и размышлениях татарстанцев. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. -174 с., с фотогр.
- Коллектив: Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., — Издательство «Книга памяти»: ГУП «ПИК Идеал-Пресс», Казань, 2000 г.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997. – 256 с.. с ил.
- Милицын Б.Р. В годы суровых испытаний на защите Отечества: статьи/ Борис Милицын. — Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2010. – 136 с.
- Смирнова М.В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2005. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, — 240 с.
- Ульева Е. Беседы о войне: энциклопедия для малышей /Е. Ульева – Ростов на/Д: Феникс. 2015. – 140с., с ил.
- Хамидуллин Л.Х. Победа досталась дорогой ценой: историко-публицистические очерки/ Лирон Хамидуллин, Булат Хамидуллин; (пер. с татар. Ч.Ш. Гариповой). – Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2015. – 224 с., ил.
- Яковлев Ю.Я. Как Сережа на войну ходил. Сказка. Москва, Издательство «Малыш», 1985 г.
- https: //www. litmir. me/br/? b=197768&p=1 ( «100 рассказов о войне» С.П. Алексеев)
- https: //yandex. ru/images/search? text (картинки для презентаций)
- https: //nukadeti. ru/skazki/kasha_iz_topora (сказка «Каша из топора»)
- https: //ped-kopilka. ru/blogs/blog65035/kartoteka-palchikovyh-igr-dlja-doshkolnikov-po-leksicheskoi-teme-profesi. html (пальчиковая гимнастика)
- http: //veravverav. blogspot. com/2014/11/blog-post_66. html (стихи о врачах)
- http: //detochki-doma. ru/zagadki-o-zemle/ (загадка о земле)
- https: //zagadki. info/zag/oves. html (загадка о овсе)
- https: //vashechudo. ru/raznoe/zagadki/zagadki-pro-cheloveka-s-otvetami-dlja-detei-5-9-let. html (загадка о человеке)
- https: //mamamozhetvse. ru/zagadki-o-professiyah-dlya-detej-38-luchshih. html (загадки о профессиях)
- https: //www. maam. ru/detskijsad/kartoteka-fizkultminutok-na-temu-profesi. html (физминутка на тему профессия)
- https: //nsportal. ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/12/11/fizkultminutki-na-temu-chto-ya-znayu-o-sebe (физминутка «Что я знаю о себе»)
- https: //ljubimyj-detskij. ru/stikhi/1088-detyam-stikhi-o-professiya (стихотворение о детском докторе)
- https: //mamamozhetvse. ru/zagadki-pro-vojnu-voennye-professii-i-texniku. html (загадки про военные профессии)
- http: //ext. spb. ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/5384--q-q (стихотворение)
|