«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Димитриева Татьяна Георгиевна Тимофеева Валентина Владимировна | |||
23.11.2021 06:48 | |||
«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» Авторы:
Воспитатель Россия, город Чебоксары, МБДОУ «Детский сад № 183» Аннотация: Материал предоставлен из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста. Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей происходит с помощью бесед, просмотров фильмов, экскурсий по улицам, паркам, скверам. Знакомство с историей родного города, с памятниками воинской славы, с культурой чувашского народа, природой Чувашии, помогает воспитать в детях чувство патриотизма.
«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» В воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников недопустима даже крупица формализма. Святые темы, имена, даты требуют бережного отношения. Обращение к ним в спешке, суете приносит только вред. Не объём знаний, а уровень их эмоционального воздействия должен стать критерием в работе. Чебоксары — город в России, столица Чувашской Республики и один из самых зелёных и экологически чистых городов страны. Город Чебоксары, расположенный на правом берегу Волги, имеет многовековую историю. Чебоксары считается известным торговым городом Поволжья. Красоту города отмечали путешественники, о чем в исторических документах сохранились соответствующие записи. Сегодня Чебоксары – современный город, центр экономической, политической и культурной жизни Чувашской Республики; город, где одинаково интересны история и современность, где есть совершенно оригинальные музеи и памятники, где культуры – русская и чувашская – за века тесно переплелись и дополняют друг друга. Его биография богата традициями, на которых воспитывается молодое поколение. Работу по нравственно-патриотическому воспитанию я провожу в тесном контакте с родителями. Ибо в семье ребёнок имеет больше возможностей поехать на экскурсию, посмотреть родной город. Я решила уделить внимание следующим вопросам:
Ознакомление детей с родным городом веду на занятиях и в повседневной жизни. Методы и приемы общеизвестны (целевые прогулки, чтение стихотворений чувашских поэтов, видеозаписи, презентации и т.д.), но важна система их использования. Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, я много внимания уделяю предварительной работе. Помогают мне и родители. Однако многие мамы и папы не всегда могут правильно сформулировать вопрос, рассказы их сложны, перенасыщены специальными терминами, датами, подробностями. Тогда я попробовала дифференцировать задания — папам предлагала рассказать о самолёте, военной технике. С мамами рассматривать красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему «Как город готовится к празднику». А выходные дни были задания: сходить к памятнику Андрияна Григорьевича Николаева, первого летчика-космонавта Чувашии, узнать о его подвиге. И к памятнику первого космонавта земли Юрия Алексеевича Гагарина. Также выяснить у детей: - На какой улице находится наш детский сад? - Почему её назвали улицей Чернышевского? - Какие площади и улицы города знают дети? - Какие памятники есть в нашем городе? Накануне выходного дня обращалась с просьбой к папам сходить с детьми в Мемориальный парк, посвящен памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Посетить музей боевой техники на территории парка. Здесь выставлены танки Т-34, самолет МИГ-19, пушки ЗИС-3. Планировала и тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций. Побуждала детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы города, школы, скверы. Предлагала детям вместе с родителями составить рассказ, о каком – либо герое (как звали героя, в каких войсках он сражался, какой подвиг совершил). В помощь родителям предложила литературу, материал папки – передвижки. На занятиях все дети стремились ответить, дополнить рассказ товарища. Они с увлечением говорили о легендарном командире В. И Чапаеве, участвовавшего в Первой мировой войне и Гражданской войне в России, именем которого назван сквер и музей. Также знакомила детей с трудом строителей, которые подняли город из развалин после войны, строили архитектурные здания и в настоящее время возводят жилые дома, детские сады и школы. Свою работу я начинала с задания родителям: побывать в выходной день на одной из новых улиц города. Поставила цель: развивать у детей интерес и желание узнать о труде строителей. Ребята пришли в детский сад возбуждённые, каждый старался рассказать, как можно больше об увиденном. Для того, чтобы ребята больше узнали о строительстве, провели встречу с родителем, который работаем каменщиком. Он рассказал детям о последовательности строительства дома, о том, сколько сил, знаний и умений вкладывают люди в каждый дом. Также рассказал о работе каменщика, крановщика, сварщика. Познакомил с работой штукатуров, плотников, маляров. Дети узнали, что за честный, добросовестный труд лучшие рабочие и строители получили награды. Для закрепления детьми знаний, попросила родителей задать следующие вопросы: - Какие машины помогают людям? - Каким должен быть строитель? - Для кого трудятся строители? - Что можно сделать для своего города, для людей, живущих рядом? Детям же дала задание узнать, где трудятся их мамы и папы. Одновременно просила родителей в беседе с детьми больше рассказать о своей работе. И, конечно же, нельзя забывать о предприятиях и фабриках нашей Республики. С помощью рассматривания иллюстрации, прочтения рассказов, просмотра фильмов, знакомила детей с историей предприятий, работающих в военное время, людьми, трудящихся на передовой. Приглашали на встречу с детьми родителей, которые работают на предприятиях в настоящее время (инженер, технолог, контролер, токарь, рабочий). Дети узнали, что инженер создаёт какой либо технический механизм, технолог создаёт технический процесс изготовления деталей, затем отдают задание рабочим и токарям, изготовить деталь, а потом контролёр проверяет качество деталей. Для более полного знакомства детей с городом, организовывала экскурсии в театры, музеи, рассказывала о чувашских поэтах и писателях и их произведениях. Знакомила с историей народной культуры и традициями (народные игрушки, народные праздники, жилище человека, предметы быта). В выходные предложила родителям вместе с детьми посетить Чувашский национальный музей. Дети получили столько эмоций, были в восторге от увиденного в музее. Чтобы активизировать интерес детей к народной культуре и традициям, предложили совместно с родителями собрать иллюстрации и рассказы о предметах быта, праздниках, игрушках чувашского народа для общего альбома. Также знакомила с природой Чувашии, ее особенностями и заповедниками. Посетили Чебоксарский ботанический сад имени Н.В. Цицина РАН. Вместе с детьми и родителями прогуливались по аллейкам и любовались высаженными растениями. На занятиях предлагала детям составить рассказ о самом красивом и любимом уголке нашего города. Наиболее интересные из них мы записали в альбом, ребята проиллюстрировали свои рассказы рисунками. Выполняли и коллективные аппликации на темы: «Памятники, музеи, театры нашего города», «Улица нашего города», «Новые дома в нашем городе». Свои впечатления дети отражали и в играх. На кораблях, самолётах, танках, сооруженных из строительного материала, они воевали с врагами, защищали свою Родину. Девочки были врачами, санитарками, медсестрами. В группе развёртывалось строительство новых улиц: машины подвозили панели, а подъёмные краны, сделанные детьми из конструктора, возводили новую стену дома. Кульминацией работы стал тематический вечер «Город Чебоксары — столица Чувашской Республики», на котором дети читали стихи, пели песни, рассказывали о памятных, культурных местах, заповедниках, отвечали на вопросы. Анализ ответов показал, что представления ребят о нашем городе значительно обогатились. Получив яркие впечатления об истории, культуре, природе родного города, у детей формируется чувство патриотизма. А совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
|