«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Мокшина Ольга Сергеевна | |||
20.11.2021 11:29 | |||
«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада» Мокшина Ольга Сергеевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 5» г.о. Саранск С 2019 года МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации». Актуальность исследования: Проблема патриотического воспитания дошкольников сегодня является наиболее важной. Большие изменения в стране за последние десятилетия и новые проблемы, связанные с воспитанием дошкольников, обусловили пере смотрение значимости патриотического воспитания, его значения в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой взглядов в образовательной деятельности. О значимости патриотического воспитания подтверждает принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая создана на основе накопленных за последние годы знаний, умений и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой предусматривается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества. Чрезвычайно важным в этой связи является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, процесс национально-культурной идентичности, осознания себя в мире. Учитывая длительность человеческой жизни, наиболее благоприятно для эмоционального и психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия культурного пространства очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников — это прежде всего, воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в именно дошкольном возрасте, так как в этот период происходит развитие культурно-исторических ориентаций нравственной и духовной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов приспособления в обществе, начинается процесс национально-культурного самоопределения, осознание себя в окружающем мире. Кроме того, период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам благоприятен для патриотического воспитания еще и потому, что дошкольник отвечает доверием взрослому, для ребенка характерна подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы понять и вырастить в детской душе любовь к родной природе, родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ему людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом юном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства уважения к истории страны и любви к Родному краю. Важным средством патриотического воспитания является ознакомление детей с историей родного края. Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и развитие в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной, региональной культуре, к природе родного края. Практическая значимость инновации заключается в том, что ее выводы и результаты могут быть использованы: педагогами дошкольных образовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих авторские программы социализации дошкольников; на обучающих семинарах, курсах повышения квалификации педагогов ДОУ по оптимизации коммуникативной культуры дошкольников в условиях детских образовательных учреждений, школ раннего развития и т.д.; для разработки программ всеобуча и лекториев для родителей, коммуникативных программ для школ и клубов молодых семей. Методическое обеспечение: I Комплексные программы муниципального дошкольного учреждения «Детский сад №5 комбинированного вида»: 1 Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3 Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под ред. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Киркина и др. 4 Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». Авторы: Т.Б. Филичева, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина. II Парциально использовались программы:
III Программы и технологии по инновации:
Гипотеза исследования: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными. Цель исследования: Создать условия для воспитания любви к близким людям, детскому саду, родному городу и стране, организации совместной, непосредственно образовательной деятельности, предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию. Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:
Объектом исследования являются процесс патриотического воспитания дошкольников в образовательной организации. Предмет исследования — педагогические условия патриотического воспитания дошкольников. Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование, эксперимент. Сроки и этапы инновационной деятельности. Настоящий инновационный проект предполагается реализовать в течение пяти этапов: 1 этап. Организационный (2019 год). Цель: изучение условий МДОУ «Детский сад № 5» для реализации задач инновационного проекта. Основные задачи:
На I этапе была проведена следующая работа. Работа с детьми: В октябре 2019 г. была проведена диагностика по методике Репиной Т.А. «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников». Работа с родителями:
Работа с педагогами: 1 Составление программы инновационной деятельности: – сбор и обработка теоретического материала; – подготовка библиографии и картотеки по теме проекта; – изучение программно-методических материалов; – анализ учебных материалов и дидактических пособий. 2 Педагогический совет: «Патриотическое воспитание дошкольников». 3 Входная диагностика «Интеллектуальная лабильность» (В. Т. Козловой). Опросник «Личностный рост» (методика Григорьева Д.В., Кулешова И.В., Степанова П.В.). 4 Разработка образовательных проектов. 2 этап. Практический (2020-2023 уч. год). В течение второго этапа отслеживается ход инновации, вносятся необходимые корректировки, изучается передовой педагогический опыт, организуется взаимодействие с другими образовательными учреждениями, осуществляются апробация учебно-воспитательных программ, пособий и средств по профилю ДОУ, проводится диагностика знаний, умений и навыков детей, отслеживаются результаты внедрения новых технологий и методик в воспитании и обучении детей, проводятся открытые занятия и семинары по профилю ДОУ для старших воспитателей и заведующих ДУ. Коллектив МДОУ «Детский сад №5» работал по направлениям: работа с дошкольниками, работа с педагогами, работа с семьей, работа с социумом. Творческая группа, используя методическую литературу, разработала по данному направлению дорожные карты (перспективные планы) для каждой возрастной группы. Опираясь на дорожные карты, воспитатели в каждой возрастной группе разработали конспекты занятий для дошкольников. В детском саду созданы все условия для развития патриотического воспитания детей. Педагогами ведется совместная образовательная деятельность с детьми такие как: тематические занятия и праздники, циклы бесед; маршруты выходного дня; мастер-классы; просмотр фрагментов художественных и документальных фильмов; рассматривание иллюстраций, картин, репродукций; встречи с военнослужащими, посещение парада; концерты для военнослужащих. В течение 2019-2021 гг. в МДОУ «Детский сад № 5» были проведены педсоветы: «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе», «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по -патриотическому воспитанию. Семинары: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Патриотическое воспитание в ДОУ». Консультации для педагогов: «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников», «Формирование представлений детей о родном городе». 2019 год – Региональный этап XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: Наследие и наследники» на базе ЦНППМПР «Педагог 13. ру», педагоги: Суркова С.В. выступала по теме: «Знакомство дошкольников с историей Великой Отечественной войны через проектную деятельность»; Новицкая А.И. выступала по теме: «Воспитание патриотических качеств у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития». За время работы в инновационном режиме было аттестовано: 16 педагогов, курсы повышения квалификации прошли 26 педагогов. Для родителей на базе МДОУ «Детский сад № 5» были проведены:
Воспитателями были разработаны и реализованы в совместной работе с детьми и родителями творческие игровые проекты: «Быт и традиции»; «Дружат дети на планете»; «Свой край родной люби и знай»; «Давайте жить дружно»; «Дом, в котором я живу»; «Юный патриот»; «Мы славим город свой»; «Моя страна»; «Моя дружная семья»; «Я среди людей»; «Как чуден наш родной язык»; «Наш любимый детский сад»; «Развитие речи детей с ОВЗ посредством народного фольклора»; «Музыка как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»; «Навстречу рекордам». Результаты освоения воспитанниками образовательной программы и показатели динамики их достижений со средними показателями за последние 2 года соответствуют высокому уровню. Таким образом, на данном этапе инновационная деятельность показала важную социально-педагогическую целесообразность новой технологии. Значительные изменения произошли в профессиональном сознании педагогов и специалистов, в становлении личности детей разных возрастов, в вовлечении семьи в процесс воспитания детей в едином образовательном пространстве ДОУ.
В конце 2021 года планируется выпуск сборника статей, консультаций, методических разработок по теме инновации, позволяющий использовать опыт работы коллектива педагогами других дошкольных образовательных учреждений.
|