Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
Патриотизм детям
Автор: Мокшина Ольга Сергеевна   
20.11.2021 11:29

«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»

Мокшина Ольга Сергеевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 5» г.о. Саранск

С 2019 года МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации».

Актуальность исследования: Проблема патриотического воспитания дошкольников сегодня является наиболее важной. Большие изменения в стране за последние десятилетия и новые проблемы, связанные с воспитанием дошкольников, обусловили пере смотрение значимости патриотического воспитания, его значения в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой взглядов в образовательной деятельности.

 Скачать конспект

О значимости патриотического воспитания подтверждает принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая создана на основе накопленных за последние годы знаний, умений и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой предусматривается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества.

Чрезвычайно важным в этой связи является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, процесс национально-культурной идентичности, осознания себя в мире. Учитывая длительность человеческой жизни, наиболее благоприятно для эмоционального и психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия культурного пространства очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание дошкольников — это прежде всего, воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в именно дошкольном возрасте, так как в этот период происходит развитие культурно-исторических ориентаций нравственной и духовной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов приспособления в обществе, начинается процесс национально-культурного самоопределения, осознание себя в окружающем мире. Кроме того, период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам благоприятен для патриотического воспитания еще и потому, что дошкольник отвечает доверием взрослому, для ребенка характерна подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы понять и вырастить в детской душе любовь к родной природе, родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ему людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом юном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства уважения к истории страны и любви к Родному краю.

Важным средством патриотического воспитания является ознакомление детей с историей родного края. Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и развитие в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной, региональной культуре, к природе родного края.

Практическая значимость инновации заключается в том, что ее выводы и результаты могут быть использованы: педагогами дошкольных образовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих авторские программы социализации дошкольников; на обучающих семинарах, курсах повышения квалификации педагогов ДОУ по оптимизации коммуникативной культуры дошкольников в условиях детских образовательных учреждений, школ раннего развития и т.д.; для разработки программ всеобуча и лекториев для родителей, коммуникативных программ для школ и клубов молодых семей.

Методическое обеспечение:

I Комплексные программы муниципального дошкольного учреждения «Детский сад №5 комбинированного вида»:

1 Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

3 Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под ред. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Киркина и др.

4 Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». Авторы: Т.Б. Филичева, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина.

II Парциально использовались программы:

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Авторы: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева. Р.Б. Стеркина.
  2. Программа «Музыкальные шедевры» Автор: О.П. Радынова.
  3. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2- 7 лет «Физкультурные занятия в детском саду». Автор: О.М. Литвинова.

III Программы и технологии по инновации:

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
  2. Горбова, М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности / М.А. Горбова. — М.: Владос, 2009. – 206 с.
  3. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – с. 100.
  4. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.
  5. Никонова, Л.Е. Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста / Л.Е. Никонова. — Минск: Харвест, 2010. – 201 с.
  6. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами / А.Д. Жариков. — М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

Гипотеза исследования:

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цель исследования: Создать условия для воспитания любви к близким людям, детскому саду, родному городу и стране, организации совместной, непосредственно образовательной деятельности, предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию.

Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:

  1. Повышать педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию средствами проектного метода.
  2. Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания.
  3. Прививать чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
  4. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
  5. Формировать систему ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
  6. Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства интерактивными формами.
  7. Развивать сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Объектом исследования являются процесс патриотического воспитания дошкольников в образовательной организации.

Предмет исследования — педагогические условия патриотического воспитания дошкольников.

Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование, эксперимент.

Сроки и этапы инновационной деятельности.

Настоящий инновационный проект предполагается реализовать в течение пяти этапов:

1 этап. Организационный (2019 год).

Цель: изучение условий МДОУ «Детский сад № 5» для реализации задач инновационного проекта.

Основные задачи:

  1. Определить проблему, цели и задачи исходя из интересов и потребностей воспитателей, обучающихся и родителей, основных направлений реализаций проекта и ожидаемых результатов.
  2. Создать условия для реализации проекта и информирования родителей.

На I этапе была проведена следующая работа.

Работа с детьми:

В октябре 2019 г. была проведена диагностика по методике Репиной Т.А. «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников».

Работа с родителями:

  1. Анкетирование: «Как Вы относитесь к патриотическому воспитанию своего ребенка?» (октябрь, 2019 г.).
  2. Родительское собрание «Патриотическое воспитание в ДОУ» (ноябрь, 2019 г.).

Работа с педагогами:

1 Составление программы инновационной деятельности:

– сбор и обработка теоретического материала;

– подготовка библиографии и картотеки по теме проекта;

– изучение программно-методических материалов;

– анализ учебных материалов и дидактических пособий.

2 Педагогический совет: «Патриотическое воспитание дошкольников».

3 Входная диагностика «Интеллектуальная лабильность» (В. Т. Козловой). Опросник «Личностный рост» (методика Григорьева Д.В., Кулешова И.В., Степанова П.В.).

4 Разработка образовательных проектов.

2 этап. Практический (2020-2023 уч. год).

В течение второго этапа отслеживается ход инновации, вносятся необходимые корректировки, изучается передовой педагогический опыт, организуется взаимодействие с другими образовательными учреждениями, осуществляются апробация учебно-воспитательных программ, пособий и средств по профилю ДОУ, проводится диагностика знаний, умений и навыков детей, отслеживаются результаты внедрения новых технологий и методик в воспитании и обучении детей, проводятся открытые занятия и семинары по профилю ДОУ для старших воспитателей и заведующих ДУ.

Коллектив МДОУ «Детский сад №5» работал по направлениям: работа с дошкольниками, работа с педагогами, работа с семьей, работа с социумом.

Творческая группа, используя методическую литературу, разработала по данному направлению дорожные карты (перспективные планы) для каждой возрастной группы. Опираясь на дорожные карты, воспитатели в каждой возрастной группе разработали конспекты занятий для дошкольников.

В детском саду созданы все условия для развития патриотического воспитания детей. Педагогами ведется совместная образовательная деятельность с детьми такие как: тематические занятия и праздники, циклы бесед; маршруты выходного дня; мастер-классы; просмотр фрагментов художественных и документальных фильмов; рассматривание иллюстраций, картин, репродукций; встречи с военнослужащими, посещение парада; концерты для военнослужащих.

В течение 2019-2021 гг. в МДОУ «Детский сад № 5» были проведены педсоветы: «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе», «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по -патриотическому воспитанию.

Семинары: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Патриотическое воспитание в ДОУ».

Консультации для педагогов: «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников», «Формирование представлений детей о родном городе».

2019 год – Региональный этап XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: Наследие и наследники» на базе ЦНППМПР «Педагог 13. ру», педагоги: Суркова С.В. выступала по теме: «Знакомство дошкольников с историей Великой Отечественной войны через проектную деятельность»; Новицкая А.И. выступала по теме: «Воспитание патриотических качеств у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

За время работы в инновационном режиме было аттестовано: 16 педагогов, курсы повышения квалификации прошли 26 педагогов.

Для родителей на базе МДОУ «Детский сад № 5» были проведены:

  1. Родительские собрания «Патриотическое воспитание в семье», «Воспитание любви к родному городу».
  2. Консультации: «Патриотическое воспитание дошкольников»; «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»; «Первые чувства патриотизма» — воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников»; «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
  3. Фотовыставки: «Где мы бывали с семьей»; «Путешествие по стране».
  4. Конкурсы семейных рисунков: «Моя семья»; «Улица, на которой я живу».
  5. Круглый стол: «Воспитание любви к малой Родине».
  6. Мастер-класс: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем».

Воспитателями были разработаны и реализованы в совместной работе с детьми и родителями творческие игровые проекты: «Быт и традиции»; «Дружат дети на планете»; «Свой край родной люби и знай»; «Давайте жить дружно»; «Дом, в котором я живу»; «Юный патриот»; «Мы славим город свой»; «Моя страна»; «Моя дружная семья»; «Я среди людей»; «Как чуден наш родной язык»; «Наш любимый детский сад»; «Развитие речи детей с ОВЗ посредством народного фольклора»; «Музыка как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»; «Навстречу рекордам».

Результаты освоения воспитанниками образовательной программы и показатели динамики их достижений со средними показателями за последние 2 года соответствуют высокому уровню.

Таким образом, на данном этапе инновационная деятельность показала важную социально-педагогическую целесообразность новой технологии. Значительные изменения произошли в профессиональном сознании педагогов и специалистов, в становлении личности детей разных возрастов, в вовлечении семьи в процесс воспитания детей в едином образовательном пространстве ДОУ.

  • все службы ДОУ (методическая, медицинская, логопедическая) сфокусировались и энергично объединились вокруг патриотического воспитания детей;
  • презентация своих инновационных наработок;
  • семья энергично включилась в педагогический процесс, проявив живой интерес к педагогическим инновациям ДОУ;
  • педагоги ДОУ, участвующие в инновационной деятельности, разрабатывают и проводят открытые мероприятия по всем направлениям.

В конце 2021 года планируется выпуск сборника статей, консультаций, методических разработок по теме инновации, позволяющий использовать опыт работы коллектива педагогами других дошкольных образовательных учреждений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год