Конспект сюжетно — ролевой игры патриотического содержания для детей средней группы «Детская поликлиника» |
Патриотизм детям | |||||||||||||
Автор: Соколова Наталия Викторовна | |||||||||||||
10.03.2021 10:54 | |||||||||||||
Конспект сюжетно — ролевой игры патриотического содержания для детей средней группы «Детская поликлиника» Автор воспитатель: Соколова Н. В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» п. Малиновский 2021 г. Актуальность проблемы организации этой сюжетно-ролевой игры для патриотического воспитания состоит в том, что становление нравственно-патриотических ценностей и убеждений личности ребенка дошкольного возраста происходит в сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности для данного возраста. Именно в совместной игровой деятельности детей создаются предпосылки коллективных взаимоотношений и умений действовать в интересах других. Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста состоит в нравственно-ценностном сюжете, содержании игры и ролевых отношениях, в которых ребенок проявляет нравственно-патриотические чувства, осознает и овладевает нормами нравственного и патриотического поведения. Исполнение роле в игре «Детская поликлиника» предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и развивать патриотические качества – уважение к людям труда, гордость за их нелегкую работу, сопереживание близким людям, заботу о их здоровье. Игра «Детская поликлиника» стимулирует у детей эти чувства и качества. Важно и то, что сюжетно-ролевая игра позволяет корректировать поведение старших дошкольников, делая его все более осознанным и подчиненным нравственным нормам и правилам, принятым в обществе. Цель: повышать уровень развития игровых умений и качество ролевых диалогов по теме игры.
Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция областей (по ФГОС ДО): Социально-коммуникативное развитие – воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Познавательное развитие – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях. Речевое развитие – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Художественно-эстетическое развитие – реализация самостоятельной творческой изобразительной и конструктивной деятельности детей по изготовлению атрибутов и оборудования к сюжетно-ролевой игре. Физическое развитие – развитие общей и мелкой моторики; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Словарная работа: обогащение словаря существительных (главврач, педиатр, медицинская сестра, лекарство, рецепт, градусник, температура, анализы, аппетит, диагноз, лечение и др.); словаря глаголов (жаловаться, чувствовать себя, измерить, проверить, сдать (анализы); словарь антонимов прилагательных (здоровый – больной, хороший – плохой (аппетит), горячий – холодный, активный, бодрый – неактивный, вялый и др.), антонимов наречий (хорошо – плохо, спокойно — беспокойно). Оборудование: Реальные предметы: столы, стулья, кушетки. Игровой материал: кукольные аптечки, куклы. Таблички с названиями кабинетов: главный врач, педиатр, процедурная. Для врачей: фонендоскоп, рецепты, белые халаты, шапочки. Для медсестры: медицинские карты, градусники, белый халат и шапочка, шприцы, баночки, коробочки из-под лекарств. Демонстрационный материал: плакаты о здоровом образе жизни, о пользе витаминов, о закаливании. Предварительная работа:
Индивидуальная работа: Помогать детям изменять ролевое поведение в зависимости от сюжета и договариваться между собой во время игры. Предложить некоторым детям в процессе игры поменяться ролями. Стимулирование участия в диалогах: просить задавать вопросы, отвечать на вопросы воспитателя и других детей. Стимулировать похвалой, словесным поощрением малоактивного ребенка, давать ему советы, подсказки, образец ролевого поведения и реплик. Гиперактивного ребенка сдерживать, давая ему дополнительные задания по сюжету игры, чтобы он мог направить свою энергию на их выполнение. Структура и методические приемы. Структура включает 4 этапа:
Методические приемы:
Воспитатель как ведущая для самостоятельной мотивации игры детей выполняет в игре задачи:
Проблема: поддержка детской инициативы и развитие игровых действий при организации сюжетно-ролевой игры «Детская поликлиника» патриотической направленности. Ожидаемый результат:
Примерный план.
Ход занятия: 1. Мотивация детей на игру – 1 мин.. Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку: Если со здоровьем плохо, - Молодцы, правильно отгадали. - Ребятки, я сегодня в Интернете прочитала замечательную новость. В нашем городе (поселке) открылась новая детская поликлиника. Это современное большое здание, в нем работают очень хорошие специалисты: врачи, медсестры. - Представьте, что мы с вами, сидя в поезде, самолете или на корабле, уезжаем все дальше от дома, и вдруг, у нас заболел зуб, горло, ухо, поднялась высокая температура, конечно, мы можем взять с собой лекарство. Но лучше отправиться в путь здоровым. Для этого надо показаться врачу пройти медицинский осмотр. – Где это можно сделать? – Кто работает в детской поликлинике? – А каких врачей вы знаете? Ответы детей: педиатр, хирург, ЛОР, окулист, ортопед и т. д. Воспитатель: – А давайте, ребята, мы с вами станем врачами, медсестрами и откроем свою детскую поликлинику. 2. Организационный этап – 2 мин.. Центр игры – в группе детского сада. Распределение ролей. Воспитатель: В нашей поликлинике главным врачом буду я. - Что делает главврач? Ответы детей: главврач будет руководить всеми и проверять работу, он должен быть серьезным, ответственным, умным. Главврач спрашивает: – Что делает врач-педиатр? Ответы: смотрит горло, меряет температуру, назначает лечение. – Что делает врач-окулист? Ответы: проверяет зрение, прописывает очки если нужно, лечит глаза, выписывает капли. – Что делает врач-хирург? Ответы: проверяет, не болят ли ноги, руки, лечит синяки, ушибы, назначает массаж, лечебную физкультуру. - У нас есть еще медицинская сестра. Что она делает? Ответы: Приносит медкарты пациентов, меряет им температуру перед приемом врача. Она делает уколы, прививки, выписывает справки. Распределение ролей и обсуждение ролевых действий. Воспитатель просит детей проявить инициативу и назвать роли в игре. Роли: главврач (воспитатель), педиатр, медсестра, пациенты пришли на прием в поликлинику – мама с дочкой, папа с сыночком (дочка и сыночек – это куклы). Воспитатель просит детей назвать ролевые действия. Сам добавляет ответы детей в соответствии с таблицей.
3. Основной этап. Выполнение ролевых действий по сюжету игры – 15 мин. Главврач объявляет: – Наша детская поликлиника открывается сегодня. Добро пожаловать. Пациенты берут талоны в регистратуре и расходятся по кабинетам врачей. Занимают очередь. Идут на прием к педиатру. Около кабинета педиатра медсестра выходит, спрашивает фамилию, имя ребенка (куклы), сколько ему лет. Приносит медкарту, отдает ее врачу. Дает пациентам градусники для измерения температуры перед осмотром врача. На приеме у педиатра. Мама с дочкой заходят. Мать рассказывает, как чувствует себя ее «ребенок», почему они пришли в поликлинику. Врач проводит осмотр, ставит диагноз, выписывает лечение и рецепт на лекарства. Медсестра делает записи в медкарте. По назначению врача ставит укол или берет анализы – в отдельном кабинете. При окончании осмотра мать с дочкой благодарят врача и медсестру, выходят из кабинета, идут домой. На прием заходит новый пациент – папа с сыночком. ФРАГМЕНТЫ ИГРЫ С ДИАЛОГАМИ Пациент заходит в поликлинику сдается свою одежду, берет номерок и проходит в регистратуру. Пациент: – Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, талон к врачу (медицинскую карту моего ребенка). Медсестра: – Назовите, пожалуйста, фамилию, имя, отчество вашего ребенка, домашний адрес, дату рождения. Пациент называет данные, берет талон (медкарту) и проходит к кабинету врача. (Медкарту медсестра может сама занести врачу в кабинет). «Мама» с «ребенком» посещает кабинет терапевта. Медсестра просит пройти на прием к врачу. Мама: Здравствуйте. Врач: Здравствуйте, проходите, присаживайтесь. Что вас беспокоит? Расскажите подробно, не торопитесь. Мама: Мы собираемся в гости, дорога дальняя. И чтобы не заболеть в дороге я хотела бы, чтобы вы осмотрели моего ребенка. Врач (осматривает ребенка: проверяет горло, слушает легкие, сердце, измеряет температуру). Говорит: «Вы здоровы, но вам обязательно нужно сделать прививку». Врач обращается к ребенку: А ты знаешь, для чего нужно делать прививки? Ответ ребенка. Врач: Во всем, что нас окружает, много микробов – и полезных и вредных. И чтобы не подхватить опасное заболевание, необходимо делать прививки. Делает прививки процедурная сестра и старается, чтобы никому не было больно. А чтобы вы не болели и всегда были здоровы я, угощу вас витаминами. Ребенок и мама благодарят врача. Медсестра просит пройти на прием к врачу. Пациент: Здравствуйте. Врач: Здравствуйте, проходите, присаживайтесь. Что вас беспокоит. Пациент: Я хотел проверить свое зрение. Врач осматривает пациента, проверяет зрение. Врач: У вас есть небольшое покраснение, это вызвано переутомлением. Глаза – очень важный и нежный орган. В течение дня глаза устают. Я выпишу вам капли для снятия покраснения и очки для просмотра телевизора, они помогут вашим глазам не переутомляться. (Медсестра выписывает рецепт, врач ставит печать и свою подпись) Пациент отправляется в аптеку. Заключительный этап – 2 мин.. Рефлексия. Воспитатель задает вопросы: – Ребята, понравилась вам наша детская поликлиника? – Врач выполняла свои обязанности добросовестно? Была вежлива с пациентами? А медсестра как работала? - Тебе понравилась твоя роль в игре? - Какая роль самая интересная? - Что нового узнали? Подведение итогов игры. Дети принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе, ролевые диалоги и совместные действия в игре. Воспитатель задает вопросы: - Что понравилось в игре? - Какую роль хотел (а) бы ты исполнить в следующий раз? - Что надо добавить в игру? РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ Игра можно продолжить в течение 2-3 дней. Постепенно добавляются новые роли – регистратор, который выдает талоны на прием к врачу, врачи-специалисты, медсестра процедурного кабинета, продавец в аптечном киоске, таксист-курьер, который доставляет лекарства и медицинское оборудование в поликлинику, он же может привезти пациентов в поликлинику и отвезти их обратно домой и др.. В соответствии с новыми ролями добавляются игровые атрибуты, пополняется или изменяется предметно-пространственная среда.
|