Формирование чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности |
Патриотизм детям | |||
Автор: Дунаева Елена Николаевна | |||
16.01.2021 22:24 | |||
Формирование чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Е.Н. Дунаева Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «МАЯЧОК» комбинированного вида, структурное подразделение (детский сад) №95 «Росинка» В настоящее время государственная политика Российской Федерации в сфере образования направлена на воспитательную составляющую образования, нацеленную на развитие личности на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах семьи, общества и государства. В Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее – законопроект), говорится, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, «государство создаёт условия, для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1, 2]. Дошкольная образовательная организация является начальной ступенью системы образования и призвана сформировать у подрастающего поколения первоначальное представление об окружающем мире, о малой Родине и Отечестве, отношение к природе.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» «патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, ответственности за будущее России, осознанную выработку собственной позиции, общественно-политических политических процессов в России и мире, осмысление истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности; духовного и нравственного воспитания на основе российских традиционных ценностей» [2, 2]. «Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года» опирается на основные понятия «патриотизма», который на личностном уровне выступает одним из главных, устойчивых характеристик человека, выраженный в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения по отношению к своей большой и малой Родине, проявляющийся в поступках и деятельности; на социальном уровне как норма общественного сознания, позволяющий хранить историческую память, передавать конструктивный социальный опыт от поколения к поколению. Понятие «патриотическое воспитание» данной стратегии направлено на систематическую целенаправленную деятельность семьи, общества, органов власти, организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [3, 2]. Целью закона «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» является «обеспечение необходимых условий для повышения гражданской ответственности за судьбу России, укрепление чувства сопричастности граждан к её истории и культуре, готовности граждан к защите Родины, повышения уровня консолидации общества для устойчивого развития Российской Федерации, обеспечение преемственности поколений россиян» [4. 1]. Ориентиром по формированию чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. «Познавательное развитие» формирует у детей первичные представления о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [5. 7]. Дошкольный возраст – период, когда закладываются предпосылки будущей гражданской позиции, основы патриотизма, любовь к малой Родине и Отечеству, нравственные основы личности. В этом возрасте дети осознают себя как часть огромного целого, именуемого «народ». Ребенок дошкольного возраста открыт для мира, активен, любознателен, благодаря этим качествам в нем легко воспитать уважительное отношение к Родине, традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории. Говоря о воспитании гражданственности у детей старшего дошкольного возраста нужно отметить, что «необходимо направить все силы для определения дошкольниками грани между плохим и хорошим; сформировать у него желание, направленное на созидание, самоопределение и развитие таких качеств и ценностей, которые помогли бы ему утвердиться в элементарных гражданских позициях – «Я — гражданин своей Родины» [6. 3]. Указом Президента Российской Федерации 2020 год объявлен в России «Годом памяти и Славы». Согласно документу «Год памяти и Славы» утвержден в целях сохранения исторической памяти и в ознаменования 75-летия Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов [7. 1]. С целью создания условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств гордости за своё Отечество, восхищения мужеством и героизмом нашего народа, защитившего свою Родину, в нашем детском саду, в течение всего учебного года, был реализован проект «Под салютом Великой Победы». Технология «метод проектов» позволила погрузиться всем участникам образовательных отношений в познавательно-исследовательскую деятельность. В процессе реализации проекта дети научились отыскивать информацию, пришли к согласию, взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. В познавательно-исследовательской деятельности помогли такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, игровые приемы. Главным средством отражения исторических событий является музей. Его социокультурная среда становится мощным средством, помогающим детям ощутить принадлежность к своей земле, своему народу. Это ощущение не приходит само по себе, необходимо чуткое руководство взрослого. В течение учебного года были организованы экскурсии, в том числе и виртуальные в Нижнетагильское военно-поисковое методико-воспитательное объединение «Соболь» имени Героя России В. Юрьева, Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», музей бронетанковой техники корпорация «Уралвагонзавод», где дети узнали много интересного о событиях Великой Отечественной Войны, о подвиге русского солдата, о мужестве наших прадедов. Воспитанники с большим интересом слушали экскурсовода, задавали вопросы, рассматривая экспонаты. В ходе реализации проекта, каждый месяц завершался итоговым мероприятием: проведены творческие конкурсы «Военная техника», «Война и мир», «Игрушки войны», «Военный костюм», «Медали и ордена», «Макеты сражения», макет «Парад на Красной площади», военно-патриотическая игра «Зарница», акция «Подарок ветерану», «Письмо ветерану», «Окна Победы». В процессе дистанционных форм взаимодействия прошел цикл видео-бесед «Читаем о войне. Я расскажу вам о Победе», дети приняли участие в поэтическом видео-марафоне, виртуальном конкурсе рисунков «Наш День Победы». Родители поучаствовали в виртуальной Книге памяти «В памяти спасенных поколений», созданы презентации «Улицы Нижнего Тагила, названные в честь героев Советского Союза», «Нижний Тагил – фронту», «Реликвии моей семьи». Итогом проекта «Под салютом Великой Победы» явилось создание мини-музея «Нам нужен Мир!», где были размещены проекты, выставки рисунков, наглядно-дидактические и демонстрационные пособия, детская художественная литература, видеотека презентаций и детских фильмов, аудиотека песен, макеты: «Битва за Москву», «Парад на Красной площади», «Военная техника», «Кукла в военной форме». В результате познавательно-исследовательской деятельности, по формированию чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций, была отмечена положительная динамика: у воспитанников уложилось понимание того, в какой стране мы живём, что наше Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя мира на земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Дети уважительно относятся к славным защитникам нашей Родины – ветеранам, труженикам тыла и воинам Российской Армии. Воспитанники попытались осознать значимость победы в Великой отечественной войны для нашего народа. Благодаря активной работе и вовлечению в поисковую деятельность родителей, собрано много информации о героических подвигах родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу. Дети больше узнали об истории своей семьи, о героических подвигах своих прабабушек и прадедушек. Модель патриотического воспитания дошкольников помогла обеспечить целенаправленное формирование у воспитанников активной позиции, чувство принадлежности к своей стране и ее народу, ценностное отношение к жизни, Родине, людям военного времени и старшему поколению. Список литературы
|