Проект «Город Таганрог — частичка огромной России».
Вид: познавательно – информационный.
Возрастная группа: старшая группа №10.
Состав участников: воспитанники старшей группы №10, специалисты МБДОУ, родители.
Разработчики: воспитатель высшей квалификационной категории Языкова И.А., Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Александрова О.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»
Срок реализации: 07. 09. 2020 г. по 18. 09. 2020 г.
Проблема:
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста.
Детям дошкольного возраста сложно усвоить большой объем информации о родном крае, о родном городе, стране; недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье. Поэтому необходимо расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к себе, к семье, близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране, ее героям и гордости за них.
В дошкольном детстве закладываются основы нравственности, начинает формироваться представление об окружающем мире. У детей появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом. Ведь если знать историю малой Родины (своего города, области), то появится чувство ответственности за местное наследие, которое пришло к нам от наших предков. Знакомство с достижениями земляков воспитывает гордость за землю, на которой живешь. В связи с этим детям важно изучать культуру своего родного края.
Воспитание детей осуществляется постоянно, на занятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Данный проект обеспечивает условия для осуществления патриотического воспитания, понимания и осмысления детьми культурного наследия нашего города.
Цель проекта:
Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае и городе,
через ознакомление с культурой, традициями, памятными местами. Воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей об истории родного края, города.
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
- Воспитывать патриотические чувства и любовь к малой родине.
- Привлечь родителей к педагогическому процессу приобщения дошкольников к культурно-историческому наследию нашего города.
Предполагаемый результат:
- Активное участие детей и родителей в проектной деятельности.
- Освоение доступных знаний об истории родного края, о жизни и творчестве знаменитых земляков.
- Иметь представление о малой Родине – городе Таганроге и его достопримечательностях.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
Методы и приемы:
Практические:
- Создание фото альбомов о родном городе.
- Оформление мини музея «Мой любимый город», с целью формирования знаний о родном городе.
- Театрализованные постановка детей по произведению А.П. Чехова «Каштанка».
Словесные
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
Наглядные
- Организация выставок.
- Сбор фотоматериалов.
- Рассматривание иллюстраций.
- Информационные стенды.
- Мультимедийные презентации.
- Виртуальные экскурсии.
Содержание проекта.
I этап. Подготовительный.
Предварительная работа:
- Определение целей и задач.
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по ознакомлению детей с родным городом.
- Составление плана работы по реализации проекта.
- Подбор художественной литературы.
- Подбор методического материала игр и пособий для работы с детьми.
- Информация в уголке для родителей о цели и задачах проекта «Город Таганрог-частичка огромной России», «Биография и творчество А.П. Чехова».
Работа с родителями по реализации проекта:
Предоставлена возможность для ознакомления родителей с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага Таганрог, подобрана библиотека познавательной литературы об истории и культурных ценностях города.
Выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: «Мой любимый город», «С Днем рождения мой Таганрог!».
Формы взаимодействия с родителями:
- Индивидуальные консультации, беседы по проблемам патриотического воспитания детей.
- Фотовыставки.
- Оформление информационных стендов.
- Сотворчество детей и родителей.
II этап – основной (практический)
Основной этап.
ОО «Познавательное развитие».
Задачи:
- Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
- Продолжать знакомить с культурными явлениями (школа, театр, библиотека, музей и др.).
Виртуальные экскурсии по Чеховским местам:
- «Домик Чехова».
- «Лавка Чехова».
- «Гимназия имени А.П. Чехова».
- «Театр Чехова».
- «Скульптуры героев, произведений Антона Павловича Чехова».
- «Мой любимый город».
- Рассматривание иллюстраций о родном городе.
Познавательно — исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность:
- Выполнение коллажа «Чеховская пирамида».
- Изготовление разрезных картинок «Мои любимые герои».
- Участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков.
Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Из какого произведения герой?», «Герб Таганрога», «Достопримечательности города», «Улица», «Узнай по описанию», «Найди на карте где мы живём», «Путешествие по городу», «Загадки на улицах города», «Я по городу иду».
ФЭМП:
- Решение простейших арифметических примеров с использованием наглядных картинок по произведению А.П. Чехова «Каштанка».
- Перечислить музеи нашего города.
ОО «Речевое развитие».
Задачи:
- Обсуждать с детьми информацию о явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
- Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из рассказов.
- Помогать им правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
- Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
- Беседы «Ознакомление с образом жизни современников А.П. Чехова», «Жизнь и творчество А.П. Чехова», «История моего города», «Улица, на которой ты живёшь», «Знаменитые жители Таганрога», «Памятники великим людям нашего города», «Город А.П. Чехова».
- Рассматривание иллюстраций о родном городе.
- Чтение произведений А.П. Чехова «Каштанка», «Белолобый», «Ванька» и др.
- Заучивание песен и стихов о родном крае.
- Прослушивание аудиозаписи легенд о родном крае.
- Беседы о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины. Обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан.
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
- Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- Учить различать жанры и виды искусства: проза (литература), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).
- Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея.
- Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия.
- Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.
- Изготовление альбома «Город Таганрог- Родина А.П. Чехова».
- Рисование «Каштанка».
- Лепка «Скульптуры по произведениям А.П. Чехова».
- Изготовление книжек-малышек, билетов на спектакль.
Образовательная область «Музыка»:
Игра Слушание:
- П. И. Чайковский из «Детского альбома» «Неаполитанская песня».
- П. И. Чайковский «Вальс цветов».
- В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада.
Игра на музыкальных инструментах:
1. Шопен Полонез.
Музыкально – ритмические движения:
1. Игра «Жмурки с колокольчиком».
Пение:
-Пение песен о родном крае, городе.
III этап- заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Выставка детских рисунков по произведениям Чехова.
- Фотовыставка «Мы по Чеховским местам».
- Презентация проекта.
- Развлечение «С Днём рождения, любимый город!», викторина «Знатоки города Таганрога».
Вывод:
Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, направлены на достижение цели – формирование у старших дошкольников знаний о родном крае и городе. Воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.
Итогом проекта является возникновение интереса к событиям настоящего и прошлого родной страны и города, проявление эмоциональных переживаний, формирование эстетического вкуса и творческого мышления.
Данный проект обеспечил условия для осуществления патриотического воспитания, понимания и осмысления детьми культурного наследия нашего города.
Используемая литература
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. — М., МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. -336с.
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» — М: Творческий Центр, 2009г.
- Список произведений А. П. Чехова:
- Чехов, А. П. Белолобый [Текст]: рассказы / А. П. Чехов; худож. М. Писаревский. – М.: Сов. Россия, 1979. – 64 с.
- Чехов, А. П. Ванька [Текст]: рассказ / А. П.Чехов; рис. В Гальдяева. – М.: Малыш, 1987. – 16 с.
- Чехов, А. П. Каштанка [Текст]: рассказ / А. П. Чехов; худож. Б. Алимов. – М.: Сов. Россия, 1979. – 64 с.
|