АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Леонтьева Людмила Андреевна | |||
17.01.2021 22:22 | |||
АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В контексте процессов модернизации дошкольного образования, сегодня уделяется большое внимание разработке программ и технологий по вопросам патриотического воспитания детей, поскольку именно в дошкольном возрасте происходит фактическое становление личности, развитие её нравственных основ. В возрасте 4—5 лет, ребенок приобретает первые, еще фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности, поэтому речь может идти не о воспитании идентичности, а об ее основах. Воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за него. В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач ( «Как бы ты поступил, если...»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Основным средством воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности. Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на эмоциональное развитие ребенка. Перед педагогами и воспитателями дошкольных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС ставятся следующие задачи[52]: – расширить и обогатить знания детей среднего дошкольного возраста о родном крае, о народах, его населяющих, его природе; о России; – воспитать чувство гордости на свою страну, бережное отношение к окружающей природе; – формировать личность, владеющую национально-культурными нормами речевого поведения в разных ситуациях, то есть нормами культуры речи и общения; – создание условий для развития интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала личности; – воспитание гражданина, патриота. Воспитание патриотизма начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т.д.; эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: «Любовь к матери... Любовь к Матери-Родине», «Любовь к отцу... Преданность Отчизне». Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране. Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родным краем – вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Необходимо знакомить детей с государственными символами: гербом, флагом, гимном; рассматривать иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что Кузбасс –большой и красивый край. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы «ребёнок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту» [22, с. 86]. Для ребенка дошкольного возраста характерны: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Учитывая рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассмотрим некоторые программы дошкольного образования, в которых выделены вопросы, посвященные патриотическому воспитанию ребенка, попытаемся очертить цели и задачи, связанные с патриотическим воспитанием детей. Между тем в большинстве федеральных комплексных программ нет специального раздела по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Хотя современные программы переработаны в соответствии с ФГОС, тем не менее, задачи по патриотическому воспитанию решаются в очень обобщенном виде. Необходимость патриотического воспитания отражена в таких программах, как «От рождения до школы», «Детство», «Истоки», «Из детства в отрочество», «Я — человек», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» [13; 20; 31]. Развивающий, воспитательный, обучающий потенциал программ «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» более подробно рассмотрены с помощью сводной таблицы.
|